Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Как борцы с отмыванием денег сами стали финансовыми террористами – эксперт

Банк России получил предложение отменить ряд устаревших «антиотмывочных» норм, которые мешают бизнесу.

Авторами предложений стали банки, брокеры, страховые компании, пенсионные фонды и участники платежного рынка. С документом, поступившим в ЦБ, ознакомилось издание РБК.

В обращении, подлинность которого подтвердили два источника, знакомых с ходом обсуждения, говорится о 27 нормах, наиболее вредных для финрынка.

В целях оптимизации регуляторной нагрузки Центробанку предложили внести поправки в основной «антиотмывочный» закон — 115-ФЗ (о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем).

В частности, бизнес предлагает отказаться от практики запрашивания у клиентов-иностранцев миграционных карт или разрешений на пребывание в России. Это касается банков, для которых проверка таких документов не является профильной деятельностью.

Также есть инициатива установить минимальную сумму транзакции, когда организации могут не устанавливать бенефициара финансовой операции. Ее автором стала ассоциация «Финансовые инновации». В Росбанке по этому поводу внесли добавление, указав, что послабление следует распространить и на другие случаи, как, например, когда клиент оплачивают учебу ребенка или коммунальные квитанции родственников.

Национальная ассоциация участников фондового рынка и компания «Локо-Инвест» рекомендовала ЦБ обратить внимание на другую проблему – излишнюю ответственность инвестиционных советников. Дело в том, что по закону они приравниваются к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и обязаны контролировать операции клиентов как брокеры или управляющие компании. Между тем, инвестсоветники не проводят сделок или финансовых операций клиентов, а потому их информированность о делах своих работодателей подчас весьма ограничена, и спрашивать с них, как с брокеров, несправедливо.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) со своей стороны посоветовал вывести страховые компании, не занимающиеся страхованием жизни, из числа субъектов «антиотмывочного» закона. Кроме того, ВСС просит увеличить с 15 тыс. до 100 тыс. руб. сумму страховых премий, которые можно перечислять клиентам без идентификации.

Как отмечает РБК, все указанные предложения стали ответом участников рынка на публичную просьбу Центробанка проанализировать, какие регуляторные нормы мешают развитию бизнеса.

Когда закон превратился в кошмар для бизнеса

Профессор ВШЭ, инвестбанкир Евгений Коган в комментарии к идее «регуляторной гильотины» в области финансов заметил, что в нынешней ситуации «любое сокращение мешающих работе регуляторных норм и правил – благо».

По словам Когана, дело в том что существующее законодательство, призванное бороться с финансированием терроризма, отмыванием средств и другими подобными негативными явлениями, малоэффективно. Зато честный бизнес очень сильно страдает.

– К примеру, создали институт финансовых советников. Хорошее дело, могу только приветствовать. Но и тут не обошлось: навесили на финсоветников антиотмывочные функции. Зачем? В чем его задача, этого самого советника? Минимизировать риски клиентов и не давать им делать глупости на рынках, или быть представителем полиции и выискивать подозрительные деньги? Так и подмывает спросить: ребята, а давайте тогда и зубные кабинеты и станции скорой помощи наделим обязанностью перед тем, как что-то делать, допрашивать пациента. А вдруг у него судимость есть, – написал Коган в своем блоге в Telegram.

– То, что творится сегодня и в мире, и в нашей стране в сфере AML законодательства – это, на мой взгляд, уже не борьба с финансированием терроризма и отмыванием средств, а самый настоящий финансовый терроризм. Если вы меня спросите, что будет одной из причин будущего экономического кризиса, я отвечу: излишнее рвение чиновников от финансов. Что в итоге? Денег не стали отмывать меньше, да и терроризма не убавилось, – продолжил эксперт.

Коган напомнил, что 10-15 назад крупную транзакцию можно было провести за 1-2 дня. Но сегодня на ее обоснование требуются недели.

В целом технологии совершенствуются, но из-за непомерной зарегулированности потоки финансов замедлились до неприличия.

–Замедление финансовых транзакций, по моему мнению, и есть самый настоящий финансовый терроризм. Потому любые отмены запретов, любые регуляторные ножницы – хорошо, – заключил Коган.

Полная версия