Москва
24 марта ‘19
Воскресенье

Депутаты Госдумы готовят в России мусорный апокалипсис

В начале ноября 2018 года депутаты Госдумы от нескольких фракций внесли на рассмотрение законопроект о поправках в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Поправки в частности качаются статьи 29-1 «Переходные положения», регламентирующей сбор, транспортировку, обработку и захоронение твердых бытовых отходов. Предлагаемое депутатами нововведение отменяет действие положения о создании с 1 января 2019 года в регионах единых операторов, которые должны начать работать в строгом соответствии с новыми правилами и под надзором контролирующих органов (например, все машины оператора должны будут оснащаться системой наблюдения ГЛОНАСС).

Так вышло, что взять под контроль систему сбора, утилизации и хранения мусора к 2019 году не получается, поэтому группа депутатов Владимир Ресин, Дмитрий Белик, Ирина Белых, Николай Гончар, Игорь Дивинский и Елена Панина предложили в отдельных регионах действие нового закона отложить до 1 января 2023 года.

Когда законопроект проходил первое чтение, он радикально отличался от того, что представят на заседании Госдумы уже 13 декабря. Например, в первоначальном варианте среди «льготных регионов» были Москва, Петербург и Севастополь.

Ко второму чтению этот список внезапно пополнился.

В дополнении к законопроекту говорится: «После слов «города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь» дополнить словами «а также субъекты Российской Федерации, в границах которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности». Затем положение решили еще расширить: «А также субъекты Российской Федерации с плотностью населения менее 20 человек на 1 кв. км»

Стоит отметить, что из 85 субъектов только 46 по данным за 2017 год по плотности населения превышают 20 человек на квадратный метр. Выходит, что по новым дополнениям под действие закона попадут 36 регионов плюс Москва, Петербург и Севастополь.

Такие изменения в законопроект предложил Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды (документ подписал председатель Комитета В.В.Бурматов).

Переходный льготный период до начала 2023 года предусматривает, что регионы смогут обращаться с мусором в соответствии с неким планом мероприятий, разработанным субъектом по согласованию с федеральными властями.

В пояснительной записке к законопроекту его авторы напоминают, что захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещено, однако зачастую соседние территории также переполнены или непригодны для организации свалок. Единственной возможностью решить проблему, как оказалось, нерезиновых территорий является строительство современных, высокотехнологичных объектов по обращению с отходами. Денег на оперативное строительство нет, поэтому депутаты и предложили либерализацию на несколько лет.

Наиболее опасным в предлагаемом депутатами законе является отсрочка целого ряда требований. Отказ от внедрения ГЛОНАСС с 1 января приведет к тому, что как и сейчас невозможно будет отследить откуда и куда грузовики возят мусор.

Однако это далеко не самое страшное. Помимо «территориальных» предложений думский Комитет предложил ряд других поправок, которые напрочь уничтожают саму идею реформы, призванной взять под контроль мусорные свалки.

Во-первых, пункт 8 поправок предлагает легализовать существование всех незаконных свалок вплоть до 1 января 2023 года. По идее авторов поправок в случае если на сельхозземлях или в населенном пункте организован нелегальный полигон с нарушением всех норм. Его владельцам будет достаточно договориться с ответственными чиновниками в регионе и Минприроды РФ, после чего полигон попадет в спецперечень, который не имеет порядка ведения и даже не публикуется.

Попавшие в такой перечень свалки смогут работать без лицензии на обращение с отходами I-IV классов опасности. Данная норма практически легализует работу свалок без лицензирования.

Пункты 6-7 поправок упрощают процесс выбора единого регионального оператора, а на самом деле, делают эту процедуру необязательной. Если оператора найти не удалось, или он отказался от предлагаемой работы, что легко спровоцировать парой митингов, чиновники смогут без конкурса нанять привычные им муниципальные и областные предприятия, имеющие лицензию.

В заключение стоит отметить, что законопроект с губительными поправками рассматривается в форсированном режиме (третье чтение планируется 19 декабря). К нему в последние дни «приросли» дополнительные инициаторы: Светлана Журова, Геннадий Онищенко и другие.

Но, как выясняется, целая толпа депутатов, решившая заняться экстренным продвижением закона, сама не очень-то успела разобраться в том, что происходит. Так, журналисты 47news связались с одним из соавторов законопроекта Еленой Паниной. Их интересовала ситуация в Петербурге. Но на удивление, для Паниной тот факт, что помимо Москвы и культурной столицы в списке оказалось едва ли не пол России, стал сюрпризом.

«Мы же не видим отсюда, что там во Владивостоке и Магадане», - попыталась оправдаться Панина.

Комментарий эксперта

Руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор», член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области Анна Гаркуша в интервью Infox прокомментировала предложенные думским комитетом поправки в законопроект.

Поскольку реформа была непродумана и непроработана, то вполне ожидаемо, что большинство регионов к ней не готовы, и не могли быть готовы.  А теневой «мусорный» бизнес, как мы видим,  абсолютно не хочет отдавать свои позиции.

Пример, который подали депутаты Москвы, попросив отсрочку для городов федерального значения, как мы и думали, стал весьма заразительным, и это повлекло дополнительные поправки к этому законопроекту. В частности, поправки  связаны с возможностью дальше плодить и эксплуатировать нещадно фактически нелицензированные свалки.

То, что города федерального значения получают отсрочку, и дальше продолжат заполонять мусором своих соседей – это уже само по себе, мягко говоря, безобразие. Но, учитывая, что такое разрешение подкрепляется возможностью отправлять отходы на места размещения ТКО, не соответствующие требованиям природоохранного законодательства (а иначе зачем отказ от лицензирования?) обсуждаемый законопроект «под елочку» недвусмысленно намекает нам, что  в процессе передела мусорного рынка интересы населения и охраны окружающей среды не стоят вообще ни на каком месте. Инициаторы законопроекта забыли их дома.

Возможность передавать статус регионального оператора без конкурса другой компании ранее расценивалась нами как уловка для властей протаскивать аффилирванные компании в отрасль, но вот упоминание, что регоператор может сам отказаться от своего статуса наводит на мысль, что крысы готовят шлюпку к бегству с тонущего корабля. Не секрет, что в некоторых регионах с трудом нашли желающих на эту работу, а уж после того, как эксперты предрекли банкротство для половины из них в первый год, такой поворот событий меня не удивляет.

Важно понимать, что в совокупности с попытками Минфина отменить самостоятельную реализацию расширенной ответственности, когда субъекты не будут сами развивать раздельный сбор и переработку, а будут просто платить экологический налог, все скоропостижные корректировки законодательства говорят нам не о провале реформы, а о запланированном саботаже. С каждым днем усиливается убежденность, что ресурсосбережение и переработка отходов на самом деле топ-менеджерам страны не особенно нужны: риски поделить отходы между помойками и мусоросжигательными заводами, при этом пополняя бюджет страны средствами от расширенной ответственности, и безответственно их тратя на что-то иное, растут на глазах у изумленных россиян с угрожающей скоростью.

Никто не должен остаться в стороне. Необходимо писать обращения ко всем своим депутатам и настаивать на том, чтобы данные поправки не были поддержаны.

Мы рекомендуем

Полная версия