Москва
19 октября ‘18
Пятница

Куда катится Объединенная вагонная компания?

«Объединенная Вагонная Компания»

В России одна за другой гибнут крупные корпорации с хорошей репутацией, еще недавно пользовавшиеся поддержкой государства. Что является причиной этого звездопада – болезни или «убийства»?

Генеральный директор Объединенной вагонной компании (ОВК) и ее акционер Роман Савушкин проиграл суд, в котором пытался оспорить требование других акционеров о выкупе акций почти на 10 млрд рублей. По его словам, это требование нереалистично, поскольку таких денег в компании, постоянно получающей государственные инвестиции, просто нет.

Одной из главных причин проблем ОВК журналисты The Moscow Post считают тесные связи производителя вагонов с компаниями Сергея Генералова. Сделки между этими структурами неизменно оказываются выгодными для «генераловцев» и, скажем так, неочевидными для ОВК.

Киприоты

Объединенную вагонную компанию создали в 2012 году для управления Тихвинским вагоностроительным заводом и лизинговой компанией RAIL1520. ОВК начала свою деятельность весьма активно, вошла в несколько совместных предприятий, обеспечила заказами несколько российских и белорусских заводов. Получала «Премию развития» ВЭБа, побеждала в номинации «Динамика роста» рейтинга RAEX-600. После начала кризиса ОВК начала скупать предприятия смежников – ООО «Трансмашэнерго», АО «Тихвинский Сборочный завод «Титран-Экспресс» и так далее. Вагоностроители открыли свое представительство в американском штате Нью-Джерси и всерьез планировали завоевать заокеанский рынок. За это время ОВК получила порядка 7 млрд руб. государственных инвестиций.

И при всем этом, по оценке сайта Conomy.ru, дела выглядят следующим образом:

  • Коэффициент текущей ликвидности – «Крайне низкая платежеспособность»
  • Коэффициент срочной ликвидности – «Неудовлетворительная платежеспособность»
  • Коэффициент абсолютной ликвидности – «Неудовлетворительная платежеспособность»

Ни одной компании с русским названием среди акционеров ОВК не числится. Последние крупные изменения зафиксированы год назад, в июле 2017 года. Выглядят они следующим образом:

«Доля ICT Group Ltd в НПК ОВК снизилась c 25,05% до 14,3%. По информации от акционера, пакет акций НПК ОВК был разделен между компаниями, подконтрольными ICT Group Ltd (United Wagon PLC и Powerboom Investment Limited), а затем United Wagon PLC была продана компании Doland Business Limited. В результате сделок доля United Wagon PLC в акционерном капитале НПК ОВК составила 8,5%, доля Powerboom Investment Limited и косвенно ICT Group Ltd – 14,3%».

Что ж, неудивительно – ведь и на момент выхода на биржу 95% крупного российского вагоностроителя принадлежало кипрской «Кайт Инвестментс Лимитед», а сама компания была зарегистрирована по «резиновому» московскому адресу Марксисткая ул., 5, стр. 1.

Несис

Но все же владелец у ООО, потом ЗАО, а потом и ПАО «Объединенная вагонная компания» был. ICT Group Ltd – это Александр Несис и его партнеры. Несис когда-то поднялся – по его словам – на торговле редкоземельными металлами из отходов добычи урана в Узбекистане, где и заработал первые серьезные деньги. Это полностью соответствует знаменитой фразе, приписываемой Джону Рокфеллеру: «Я могу отчитаться за каждый свой миллион, кроме первого». Именно группа ИСТ Несиса создала в 1993 году НОМОС-банк («Номос» означал «Новая Москва» задолго до Собянина), который в 2014 году был переименован в банк «ФК «Открытие», со звоном и треском рухнувший в 2017 году. Впрочем, Александра Натановича там уже не было: постоянный фигурант списка Forbes умеет вовремя выходить из проблемных активов. Вот и свою долю ОВК он последовательно и планомерно снижает уже не первый год…

В 2017 году Государственная транспортная лизинговая компания приобрела у ОВК 4,5 тысячи новых железнодорожных вагонов. А после этого отдала их в лизинг компании «Восток1520» (вспомним, что ОВК начиналась с Rail1520), которой владеет АО «Первая тяжеловесная компания», которым владеет ООО «Проминвествагон», которым владеет ООО «Промышленные инвесторы», 100% которого принадлежат Сергею Генералову. Уф, ну хоть названия русские, ориентироваться проще.

Генералов

Стоимость лизинга – 31,5 млрд руб., срок – 15 лет. При этом «Восток1520» находится в долгосрочном залоге у АО «Сбербанк Лизинг» (до конца 2029 года) и, судя по всему, именно этот кредит пошел на взнос за пользование вагонами. И если кредит не будет возвращен, то структуре «Сбербанка» достанутся эти самые вагоны – правда, уже изрядно изношенные. Которые, получается, более 10 лет эксплуатировались людьми Генералова фактически бесплатно. Красивая схема!

Финансовые отчеты «Востока1520» и его собрата по структуре «Нитрохимпрома» вполне симпатичны, чего никак не сказать об их матушке «Промышленных инвесторах». Прибыль за 2016 год – минус 142 миллиона рублей, стоимость компании – 27 миллионов рублей. Вложенность одного бизнеса в другой позволяет перекидывать прибыли и убытки в нужные места. Генералов является учредителем 11 компаний, но у большинства из них есть свои дочки (у «Промышленных инвесторов» – девять), что делает всю эту структуру похожей на исполинскую матрешку-осьминога.

Найти часть этих компаний невозможно – по их адресам ничего похожего не значится, телефоны пересекаются, секретари не всегда знают, в какой организации они работают. Респектабельный и прозрачный бизнес, согласитесь, выглядит несколько иначе.

Сергей Владимирович имеет репутацию человека прямого и жесткого – как и большинство выходцев из ЮКОСа и «Менатепа». Двадцать лет назад он целый год работал министром топлива и энергетики России – это было смутное время дефолта и начала семипремьерщины. Но к сорока годам уроженец Симферополя решил, что государственная деятельность – не для него, зарегистрировал компанию «Промышленные инвесторы» и начал монетизировать наработанные в правительстве связи.

В 2011 году ему удалось получить контроль над Владивостокским морским торговым портом – через маленькую революцию в компании «М-Порт», которая была основным акционером порта. «М-Портом» на равных владели компания Fesco Генералова и компания «Порт-актив», принадлежавшая местным менеджерам. Отвергнув предложение партнеров о продаже доли, Генералов пошел в суды – и ухитрился изгнать их из «М-Порта» не без помощи полугосударственного «ВТБ-Капитала».

Зачем? Да затем, чтобы через год продать Fesco группе «Сумма» Зиявудина Магомедова, ныне временно проживающего в СИЗО и готовящегося к защите от очень серьезных обвинений. А переговоры о сделке вел тогдашний президент группы, зять министра иностранных дел Сергея Лаврова Александр Винокуров, сейчас пытающийся консолидировать в своих руках московский и питерский аптечный бизнес. Как все-таки тесен мир!

Еще один интересный проект Генералова – ООО «Группа «Транзас». В 2014 году Группа вошла в государственную программу «Национальная Технологическая Инициатива». «Транзас» участвовал в ней как потенциальный поставщик высокотехнологичных решений для водного транспорта MariNet. Российская Федерация инвестировала в проект около 1 млрд рублей. Что ж, за ближайший год «Транзас» показал убыток как раз в миллиард, после чего был преобразован и продан финской компании Wärtsilä, а юридическое лицо попросту закрыли. Россия потеряла крупнейшего отечественного разработчика уникальных технологий, в том числе и для ВПК. Сделку закрыли совсем недавно, в мае 2018 года.

Как видим, методы работы Сергея Генералова просты: получить контроль, получить прибыль, избавиться. Или, как говорят на милом его сердцу флоте, «поматросить и бросить». То же, судя по всему, происходит и с контрактами ОВК, а в результате положение крупнейшего производителя вагонов постепенно становится отчаянным.

Мы рекомендуем

Полная версия