Top.Mail.Ru
23 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Сбой биологических часов провоцирует диабет

Если вам приходится жить со сдвинутым временем суточной активности, стоит проверить сахар крови. Британские генетики доказали связь между гормоном мелатонином, настраивающим наши биологические часы, и риском диабета 2-го типа.

Собственно, тот факт, что постоянная ночная работа и регулярное недосыпание повышает риск диабета 2-го типа, специалистам известен. Напомним, что диабет 2-го типа – это не наследственное, а приобретенное заболевание, при котором в организме вырабатывается достаточно инсулина, но клетки становятся к нему невосприимчивы. А биологические ритмы организма настраивает гормон мелатонин, который вырабатывается эпифизом (это крошечная железа, входящая в состав мозга). Этот гормон повышает свой уровень в темноте и обеспечивает нам ночной сон.

Команда профессора Филиппа Фрогуэла (Philippe Froguel) из Имперского колледжа Лондона генетически изучила эту связь. У 7632 человек специалисты исследовали мутации в гене рецептора мелатонина МТ2. Среди наблюдаемых были как больные диабетом 2-го типа, так и здоровые. В изученном гене насчитали 40 вариаций, ассоциированных с болезнью. 4 из этих мутаций относились к довольно редким, они делали белок-рецептор абсолютно неспособным связываться с мелатонином. То есть, при наличии этих мутаций мелатонин не работал. Найденную связь мутаций с диабетом генетики подтвердили на дополнительной выборке испытуемых в 11854 человека.

Исследователи подсчитали, что наличие хотя бы одной их четырех редких мутаций повышает персональный риск развития диабета 2-го типа в шесть раз.

У этой закономерности есть объяснение. Дело в том, что мелатонин регулирует высвобождение инсулина. Как полагают ученые, мутации нарушают эту связь, и уровень глюкозы в крови перестает контролироваться.

«Мы нашли, что редкие мутации обладают гораздо более сильным влиянием на развитие диабета, чем более обычные генетические варианты, - говорит Филипп Фрогуэл. – Каталогизация этих мутаций даст нам возможность более точно оценивать персональный риск заболевания диабетом 2-го типа».

Результаты исследования ученых, опубликованные в Nature Gemetics, кратко изложены в EurekAlert.