Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

МНЕНИЯ INFOX.RU

Алексей Шабельский
Автор экспертных колонок по инновациям, IT, digital и наукоемким технологиям.

Зачем России технополисы нового поколения?

Азиатские страны стали хрестоматийным примером, как можно добиться огромных темпов роста экономики за счет интенсивного развития инноваций. Может ли Россия сделать ставку на создание прорывных технологий и применить для этого успешную мировую практику? Это и другие острые вопросы отечественной цифровизации мы обсудили с генеральным директором компании Rocket Group Борисом Латкиным.

Новые инновации

Недавно помощник президента РФ Андрей Белоусов дал оценку развития инноваций в России. По его мнению нам пока еще не удалось «добиться перелома в инновационном развитии, не удалось создать массовую систему поддержки технологических инноваций и, самое главное, превращения технологических инноваций в экономический ресурс». К сожалению, в России все еще очень низкий уровень инновационной активности. Не в последнюю очередь это обусловлено инфраструктурой инновационного развития, которая не справляется с современными вызовами.

Сегодня правительство России продолжает развивать нацпроект «Цифровая экономика РФ», а проекты Национальной технологической инициативы получили второе дыхание. Однако это все верхнеуровневые активности, призванные нащупать общую логику работы и выработать системное мышление. Один из факторов успеха стран, сегодняшних лидеров в хайтек-сегменте, заключается в том, что им удалось создать гибкую обновленную  инновационную инфраструктуру, в основе которой находятся технополисы или технопарки нового поколения. Их логика функционирования как нельзя лучше подходит, чтобы в одном месте сконцентрировать главные факторы для создания и распространения успешных инноваций, организовав эффективное взаимодействие бизнеса, науки и государства.

С момента создания первых технополисов в США 50-х годов прошлого века их организация значительно эволюционировала. От простейшей американской модели до схемы, по которой сегодня работают японские технополисы. Если первая предполагает обычную аренду государственных территорий фирмам, производящим наукоемкие технологии, то вторая подразумевает наиболее полное совмещение государственного участия, науки и производственных мощностей.  

По статистике UNESCO хотя в США все еще сосредоточено наибольшее количество технополисов мира — 42%,  в странах Юго-восточного Азии наибольший прирост экономики за счет невероятного роста инновационного сектора и инфраструктуры. Один Китай является рекордсменом по созданию стартапов-единорогов с капитализацией более 1 млрд долларов за 5 лет. По данным Business Insider в стране производят 80% всех стартапов-единорогов Азии.

Данные доклада «Глобальный инновационный индекс» за 2017 год показывают, что страны ЮВА смогли аккумулировать огромный инновационный ресурс всего за несколько лет, а темпы роста их наукоемких отраслей экономики и производства поражают. Главный секрет их  успеха в грамотной организации инновационной инфраструктуры, большая часть которой приходится на особые экономические зоны, центрами которых являются технополисы.

Особого внимания заслуживает Китай — это феномен, опыт которого полезно изучить. От копирования чужих разработок менее чем за 5 лет стране удалось перейти к созданию собственных высокотехнологичных решений. Ключевым фактором успеха стала скорость: китайцы научились, быстро создавать работающий прототип и тестировать его, а затем оперативно масштабировать и запускать массовое производство. Такая схема получила право на жизнь благодаря политике государства, которая смогла эффективно объединить науку и бизнес в рамках новых высокотехнологичных хабов.  

Рейтинг инновационных экономик Bloomberg Innovation Index 2018 оценивает 7 критериев инновационной успешности страны:

  • расходы на исследования и разработки, в % от ВВП,
  • производство добавленной стоимости, в % ВВП на душу населения ,
  • производительность:  величина и трехлетнее изменение ВВП и ВНП на работающего по найму в возрасте 15+,
  • плотность высоких технологий: количество на внутреннем рынке, зарегистрированных высокотехнологичных публичных компаний,
  • эффективность высшего образования (показатель в том числе учитывает количество выпускников инженерных факультетов),
  • концентрация исследователей: профессионалы, в том числе аспиранты PhD, занятые в R&D на миллион населения,
  • патентная активность.

Каждая азиатская страна развивает инновации по своему сценарию, фокусируясь на важных для нее инновационных критериях.

Южная Корея сконцентрировалась на экспорте инновационной продукции и создании мультинациональных корпораций, что привело страну к настоящему экономическому прорыву. Помимо этого правительство страны направило дополнительное финансирование на систему высшего образования и развитие инновационной инфраструктуры. Результат – скачок за последний год в списке Bloomberg сразу на десять позиций вверх по величине продуктивности производства.

Японцы в основу своей инновационной деятельности положили непрерывное обучение сотрудников и эффективные коммуникации между менеджерами предприятий. Они создали инфраструктуру, которая смогла обеспечить тесную связь ведущих НИИ с промышленностью и крупные инвестиции в НИОКР. Отличный пример – модель японского технополиса парка Киото, где сосредоточен практически весь научный и инновационный потенциал страны.

Китай развивает инновации в первую очередь за счет стимулирования патентной деятельности и образования. По данным последнего рейтинга Bloomberg стране удалось за год переместиться в мировом списке с 43-го на третье место по эффективности высшего образования.

Отдельно стоит сказать о росте в стране венчурных инвестиций. Активно создавая сеть технополисов и хайтек-кластеров, всего за два года по объему венчурных инвестиций Китай смог обогнать США – мирового лидера.

Источник: VentureBeat  

Наконец Сингапур – пример удачно выбранных инновационных активностей, которые дали мощнейший синергетический эффект. В списке Bloomberg Innovation Index 2018 страна находится на третьем месте. Здесь сделали ставку на создание условий для регистрации хайтек-компаний, выделили отдельные бюджеты на R&D и привлечение в страну разработчиков ПО. При этом в Сингапуре сохраняется  лучшая в мире эффективность высшего образования.

Обобщая опыт развития инноваций в странах ЮВА можно выделить такие ключевые факторы успеха:

  • Создание комфортных условий для работы высокотехнологичных компаний.
  • Обеспечение эффективного взаимодействия между представителями науки, бизнеса и промышленного производства.
  • Дополнительное финансирование образования и развития инновационной инфраструктуры.

Все эти активности могут проходить в рамках инновационного развития высокотехнологичных кластеров, технопарков и технополисов.

В России по данным Минпромторга количество технополисов и технопарков с 2015 по 2017 год увеличилось в 1,8 раза, а число их резидентов всего в 1,3 раза. По сравнению с аналогичными показателями того же Китая — это ничтожные цифры. Наша инновационная среда растет медленно, а эффективность отечественных технополисов и хайтек-кластеров оставляет желать лучшего: доля высоких технологий в ВВП отечественной экономики чуть более 20%, для сравнения аналогичный показатель в США — 40%, а в Германии, Великобритании и Китае — около 30%.  

По данным Ассоциации инновационных регионов России, АИРР наша страна занимала в 2016 году довольно скромное 51-е место в мире по доле высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) отраслей в производстве продукции, уступая всем странам БРИКС и многим восточноевропейским государствам.  

При этом формально в России есть вполне развитая инновационная инфраструктура: по данным обзора того же Минпромторга система из 144 технополисов и технопарков охватывает 44 региона. Фактически же инновационная инфраструктура развита только в крупнейших регионах, которые получают достойное федеральное финансирование, это —  Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Татарстан, Томская и Новосибирская области. Ситуация осложняется еще и отсутствием единой законодательной и методической базы. Это в итоге привело к тому, что каждый регион вырабатывал свой подход к созданию и развитию технопарков. В результате, эффективность созданных технопарков существенно отличается от региона к региону, а ряд объектов, формально причисляемых к технопаркам, выполняет их функции не в полной мере.

Сегодня государство продолжает заведовать инновациями в России. Частный бизнес опасается вкладывать длинные деньги в высокорисковые предприятия. Ситуацию дополнительно осложняют и все набирающие обороты международные санкции против России. Однако, хотя сейчас мы и сильно отстаем от мировых лидеров по производству инноваций и высокотехнологичных решений, критическая точка неотыгрываемого отрыва еще не достигнута.

Технополис будущего как цифровая фабрика

Большая часть отечественных технополисов была создана на рубеже первой волны развития инноваций в России в 2008 — 2012 годах. Это значит, что их концепты создавались еще раньше, без учета сегодняшних трендов, например глобальной цифровизации. Конечно, существующая инновационная инфраструктура еще не исчерпала свой потенциал и будет развиваться, но этого недостаточно, чтобы соответствовать общемировым темпам. Экономика стран и благополучие граждан все больше будут определяться способностью государства и бизнеса к быстрому созданию, тиражированию и распространению инновационных технологий. Поэтому мы видим будущее высокотехнологичного сектора России в создании региональной сети технополисов нового поколения, которая должна будет обладать собственным «интеллектом». По принципу нейросети, Сеть обработает входящий в один из технополисов заказ и автоматически выстроит логистику реализации: каждый сотрудник любого технополиса вплоть до лаборанта будет уже знать когда и какие действия необходимо произвести и в какие сроки уложиться. Со схожей моделью выступает правительство Москвы, предлагая объединить около 20 технопарков города на одной ИТ-платформе. Имея уже значительный опыт Москвы и наших наработок по структуре технополисов нового поколения, можно найти эффективную модель, которая позволит получить положительный синергетический эффект для всей России.

Ведь реализовать в одном технополисе весь набор исследовательских и производственных функций экономически невыгодно. Целесообразнее распределить функции по технополисам и обеспечить эффективную логистику между ними. В этом случае, каждый последующий этап цикла превращения идеи в коммерчески успешный продукт может быть реализован с использованием части или всей сети технополисов.   

Как будут устроены технополисы нового поколения

В структуру технополисов будущего обязательно войдут научный центр, бизнес-акселератор и собственные производственные мощности. Кроме этого, от своих предшественников они будут отличаться следующим:

  • Цифровая трансформация коммуникаций  

Новые бизнес- и научные коммуникации помогут технополисам будущего быстро реагировать на запросы отечественного хайтек-рынка и предлагать ему эффективные технологические и продуктовые решения.

Цифровая трансформация полностью изменит все внутренние и внешние коммуникации в технополисах будущего. Бизнес-модель и сама структура технополисов будут модифицированы с помощью различных цифровых решений. За счет эффективного взаимодействия научных центров, бизнеса и государства процессы создания новых технологий или продуктов будут проходить максимально быстро.

  • Новая гибкая структура  

Структура новых технопарков будет гибкой, без нисходящей иерархии как сейчас. Вертикальное построение мешает использовать всю энергию и драйв сотрудников — им не хватает мотивации и полномочий. Горизонтальная структура сможет эффективно синхронизировать внутренние процессы и вывести создание инноваций на качественно новый уровень.  

  • Новые кадры и принципы организации рабочего процесса

В технополисах будущего большинство сотрудников будут digital natives, те, кто уже родились и выросли в мире цифры. Новый тип мышления и взаимодействия с окружающей средой цифрового поколения обеспечат новый взгляд и новые подходы к ведению бизнеса.  

Технополисы нового поколения будут существовать в новых трендах рынка труда: работа в распределенных командах, обучение и трудоустройство высококвалифицированных кадров.

Внедрение и использование цифровых технологий без синхронного развития кадрового состава неэффективно, поэтому в технополисах нового поколения большое внимание будет уделяться привлечению и управлению талантами. Намеренно будет поддерживаться в коллективе принятие рисков, гибкость и совместную работу.   

  • Новая структура экономики

Технополисы могут стать эффективным инструментом, с помощью которого можно будет максимально быстро создавать и оперативно тиражировать инновационные технологии и продукты, получая от этой деятельности прибыль, решать социально-экономические задачи субъектов России. Технополисы будущего - проект достаточно амбициозный, требующий пристального внимания и финансирования со стороны федерального правительства, госкорпораций и институтов развития, так как одной частной инициативы недостаточно решить такую масштабную задачу.  Но, если не ставить амбициозных целей, результата не достичь. Иначе нам никогда не ответить на известный вопрос, почему Ахиллес никогда не догонит черепаху.

Как придумать концепт технополиса, который станет основой инновационной инфраструктуры страны?  

Обдумывая концепт технополисов будущего, мы хотели посмотреть на этот вопрос с разных ракурсов и привлечь к обсуждению всех желающих. Так у нас возникла идея проведения открытого визионерского конкурса. Он позволит собрать мысли прогрессивной молодежи и мнения ведущих экспертов, провести верификацию идей у компетентного жюри и отобрать самые сильные проекты для следующей стадии развития проекта.  

Для проработки пилотного проекта технополиса будущего мы выбрали приграничный с Санкт-Петербургом участок Ленинградской области. Это идеальная локация в непосредственной близости от сосредоточения научного и инновационного потенциала.  

На пути к инновационному лидерству  

Помимо Китая  темпы по производству и экспорту хайтек-решений быстро наращивают  страны АСЕАН, входящие в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии. Сегодня АСЕАН — это глобальный технико-экономический хаб с невероятной скоростью развития. У стран АСЕАН совокупный ВВП в $2,4 трлн, а по прогнозам, к 2050 году АСЕАН выйдет на четвертое место в мире по объемам экономики.  

Цифровая экономика АСЕАН очень быстро развивается. Например, Индонезии удалось стать крупнейшим кластером цифровых стартапов, а Сингапуру вырастить самый ценный в регионе стартап-единорог стоимостью в несколько миллиардов долларов.  

Как бы оптимистично не выглядела картина инновационного азиатского прорыва, всегда есть вторая сторона медали и свои барьеры в развитии. В странах АСЕАН это низкое проникновение интернета и недостаточная экономическая интеграция, в Китае — демографическая ситуация, но их ограничения — это наши возможности. Считаем, что Россия может еще успеть перехватить инициативу у азиатских игроков и сделать ставку на развитие сектора высоких технологий, проведя качественный апгрейд своей инновационной структуры.  

Основой такой обновленной инфраструктуры может стать концепт технополиса будущего, созданный в том числе и благодаря нашему конкурсу визионеров Envision it!. Совместными усилиями мы планируем разработать модель технополиса, которая учтет все необходимые для создания в России прорывных технологий условия. Кроме того, мы будем стремиться создать саморазвивающийся цифровой концепт технополиса, который будет самосовершенствоваться, так как мир не стоит на месте.  

Такую «эталонную» модель мы предлагаем распространить во все регионах в качестве «коробочного решения», которое можно будет кастомизировать в соответствии с региональной стратегией развития конкретного субъекта. Эта линия полностью укладывается в векторы, заданные последними майскими указами президента: форсирование технологического развития России и создание прорывных технологий, рост количества малых и средних производственных инновационных предприятий, популяризация использования цифровых технологий в экономике, социальной сфере и государственном управлении, создание перспективной сети инновационной инфраструктуры страны.  

Полная версия