Москва
24 августа ‘19
Суббота

МНЕНИЯ INFOX.RU

Анна Гаркуша
Руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды "РазДельный Сбор". Член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области.

Мусорный тариф: из огня да в полымя

Читая материал о снижении единых тарифов региональных операторов с помощью политической воли руководителей субъектов РФ, я вспоминала свою соседку, которая поговаривала: «Ха! С деньгами каждый дурак может в магазине продукты купить. А ты попробуй без денег!».

Именно так, без денег, предлагается работать региональным операторам, и выполнять Территориальные схемы, пусть даже и никудышные, и не просто так туда-сюда отходы возить, но и строить сортировочные линии, мощности по утилизации, покупать новые мусоровозы и даже кое-где ставить контейнеры для раздельного накопления отходов.

Да, реформа продумана не идеально, в ее концепции много противоречий, порождающих конфликт интересов участников «мусорной» отрасли. Об этом много пишется, говорится и даже почти кричится. Но положение дел требуется улучшать, а не ухудшать.

Региональные власти жалуются, что, дескать, нет инвесторов. Инвесторов можно понять: законодательная база РФ больше похожа на сели и оползни, чем на надежный фундамент для ведения бизнеса. И в такой непростой ситуации снятие социального напряжения путем сокращения единых тарифов для регоператоров — это еще один сигнал о том, что в России инвестиционный климат крайне неблагоприятный.

Положение губернаторов напоминает сказку про камень-указатель: налево пойдешь — жители взбунтуются, направо пойдешь — регоператоры взбунтуются. Третий указатель — про отставку, я так думаю. Но где же выход?

Выход там же, где и вход. Просто надо делать все правильно с самого начала. Потому что существуют способы сделать и населению хорошо, и региональному оператору, и губернатору.

Прежде всего, не могу не заметить, что жители России очень мало платят за работу со смешанными ТКО. Этих денег раньше хватало только для того, чтобы отвезти отходы на помойку, да и то не всегда.  А сегодня их, даже раздельно собранные, надо доставить на переработку. Поэтому, как ни крути, а раскошелиться придется. Другой вопрос, что размер тарифа должен стимулировать граждан участвовать в раздельном сборе, и тем самым экономить, а размеры платежей в бюджет для субъектов расширенной ответственности (РОП) — стимулировать этих «субъектов» самостоятельно инвестировать в отрасль.

Для вовлечения жителей в раздельное накопление учет отходов следует вести по фактически образованным объемам. Тогда УК и ТСЖ начнут искать возможности для внедрения раздельного накопления отходов в своих дворах, объединять усилия, сотрудничать с муниципалами.

Тут есть загвоздка. Всем уже известно, что раздельное накопление невыгодно регоператорам? Но они не виноваты, такими их уж мама родила. Нужно «прооперировать» нормативно-правовую базу так, чтобы заработок регоператора зависел не от количества вывезенных смешанных ТКО, а от количества вторсырья, отправленного на утилизацию. Тогда регоператор и сам будет контейнеры ставить на площадках, и с заготовителями сотрудничать.

И на этом этапе к региональным операторам придет помощь в виде денег от субъектов расширенной ответственности. Тут тоже есть загвоздка. Понятно, что при существующих ставках экосбора и нормативах утилизации деньги эти напоминают скорее подаяние, чем инвестиции. Именно поэтому необходимо сделать следующий шаг: повысить ставки и нормативы. В конце концов, почему при выпуске на рынок 100% ПЭТ бутылок производитель несет ответственность только за 20%. Это что за ответственность такая усеченная?

Эти важные корректировки в законодательстве позволят разрубить гордиев узел, затягивающий петлю на шее субъектов РФ: региональным операторам, населению и товаропроизводителям будет выгодно одно и то же — побольше утилизировать и поменьше захоранивать.

И напоследок. Доверие населения очень легко потерять и трудно восстановить. Для предотвращения социальных конфликтов лучше всего действовать открыто и прозрачно. Попробуйте разъяснять людям, из чего состоит тариф, и для чего нужны эти деньги, и почему их надо потратить именно на сортировку смешанных отходов, а не на контейнеры для макулатуры и пластика. И тогда, когда все тайное не сможет не стать явным, власти регионов и сами увидят свои ошибки. И, может быть, не захотят их делать.

Ну, а если вам нравятся статьи автора, поддержите ее работу.

Мы рекомендуем

Полная версия
Установить приложение