Москва
13 ноября ‘19
Среда

МНЕНИЯ INFOX.RU

Никита Исаев
руководитель Института актуальной экономики

Угольная пыль Находки – перспективы туманны, а обещания сомнительны

Из года в год жители города-порта Находка дышат угольной пылью и обещаниями. Но если угольная пыль вполне реальна, оседает в легких и гробит здоровье людей, то за обещаниями избавить от нее горожан не стоит, как правило, ничего кроме самих обещаний.

Угольная пыль — общая проблема для многих портов нашего Дальнего Востока, но в Находке она стоит наиболее остро. Создавали Находку, как порт для леса, рыбы, нефти, контейнеров, но никак не для перевалки угля, да еще и открытым способом. Счет идет на десятки миллионов тонн, и объемы растут. В прошлом году было 24,2 миллиона, в планах на будущий год фигурирует доведение грузооборота уже до 39 миллионов тонн.

Уголь прибывает в вагонах и сгружается на нескольких километрах прибрежной полосы. Для профилактики самовозгорания его периодически ворошат бульдозеры. Человеку, далекому от этих реалий, сложно даже представить, что при этом происходит в городе, ближайшие жилые дома которого расположены в ста метрах от порта. Особенно при неблагоприятной «розе ветров».

Страдает ли при этом местное население? Безусловно. Бьют ли тревогу экологи? Еще как. Обещают ли власти решить проблему? С завидной регулярностью. Предпринимаются ли какие-то меры для нормализации экологической ситуации? А как же. Дают ли они приемлемые результаты? Смотри пункт первый.

За последние пять лет экспорт российского угля через дальневосточные порты вырос вдвое, и будет расти минимум до 2030 года наряду с угледобычей. Под это дело уже идет расширение Транссиба, на которое государством выделятся огромные деньги. Какая-то их часть запланирована на экологические мероприятия в Находке? Хороший вопрос...

Государство, будь то столичные, региональные или местные власти, с большим удовольствием переваливает решение проблемы на стивидорские компании — на тех, кто и занимается перевалкой угля в портах. Им же в свою очередь проще экономить на экологии, отделываясь незначительными штрафами и имитацией деятельности, чем тратить свои сверхприбыли на масштабные мероприятия со смутными перспективами.

Почему смутными? Попробуем разобраться. Экологи и власти ратуют за переход к технологии закрытой перевалки угля в портах, предполагающей возведение специальных куполов и т. п. Этот вопрос уже обсуждался в 2017 году. Но еще тогда зампред комитета Госдумы по энергетике Исламов подсчитал, что придется закрыть все действующие порты, а это урон в 60 миллионов тонн угля. При этом потребуется около пяти лет и не менее 150 миллиардов рублей, чтобы наладить работу закрытых терминалов.

Напомню также, что в 2015 году было подписано Парижское соглашение о резком снижении выбросов парниковых газов в атмосферу. Без масштабного сокращения добычи угля достичь этого крайне сложно. Уменьшить оборот угольной энергетики пообещали более чем 180 стран мира, в том числе Россия, а вместе с ней Китай, являющийся главным потребителем отечественного угля на Дальнем Востоке, и Южная Корея — основной потребитель угля, отправляемого из Находки.

Все это заставляет усомниться в обещаниях властей, что уже в 2020 году все стивидоры Приморья, включая базирующихся в Находке, прекратят открытую перевалку угля, как пообещал недавно губернатор Кожемяко, а до него — федеральный министр Кобылкин. Я не особо верю министру и губернатору. Поэтому в ближайшее время сам вылетаю во Владивосток и Находку, уже на месте разберусь, что происходит в действительности и чем можно помочь людям, оказавшимся в зоне экологического бедствия.

Мы рекомендуем

Полная версия