Москва
21 июля ‘19
Воскресенье

МНЕНИЯ INFOX.RU

Наталья  Розина
Президент некоммерческой организации Центр «Устойчивое развитие», координатор экологического федерального проекта ОНФ «Генеральная уборка», эксперт общественной организации «Деловая Россия»

Кто тормозит раздельный сбор отходов в России?

Плохая новость для всех, кто выступает за обязательный сбор вторичного сырья и его переработку: Минфин вносит поправки в Налоговый кодекс, которые сведут на нет возможность для компаний-производителей упакованных товаров самостоятельно реализовывать РОП — расширенную ответственность производителя.

Тут кто-то, наверное, начнёт возмущаться: мол, не было такого никогда, и вот — опять! Но давайте вначале разберёмся в последовательности событий.

В Европе РОП, или расширенная ответственность производителя — это сумма, которую производитель товара в упаковке обязан уплатить за то, что государство возьмёт на себя труд — собрать упаковку и отправить её на переработку. В Европе РОП составляет 100%. Суммы немалые! Но, если загрязнитель (производитель упаковки) сам организует её сбор и отправку до переработчика, то он может сократить свой платёж по РОП и тем самым существенно сэкономить.

При таком подходе 100% мусора, в который превращается упаковка, после использования отправляется не на свалку, а на переработку. У производителей товара есть небольшое послабление — процент утилизации может быть менее 100% (что-то потеряли, поломали, не собрали), но сумма РОП к уплате составляет всё равно 100%. На разницу развивают систему сбора и переработки. Постепенно повышают процент утилизации, сокращая количество мусора. Таким образом РОП — локомотив развития раздельного сбора вторичного сырья и переработки.

В России в своё время этот механизм тоже решили взять за основу системы обращения с отходами. Но...

Но когда в России решили ввести 100% РОП, как в Европе, то производители упакованных товаров (газировок, йогуртов и т.п.) всеми правдами и неправдами боролись за то, чтобы РОПа не было или он был минимальным. И, нужно сказать, им это какое-то время удавалось.

РОП был минимальным — менее 20%, мусор ехал на свалки, а закрыть РОП можно было фиктивными справками об утилизации или показными акциями. И можно было ничего не платить. А значит, не развивать систему сбора вторичного сырья в России, а тормозить её.

В итоге финансирования на организацию раздельного сбора в стране нет, а свалки растут. И их нужно как-то рекультивировать — население этого требует. Но 100% РОП производители платить не хотят, и реально перерабатывать свою упаковку — тоже не хотят. То есть, в Европе платят, а в России — не хотят!

Но где же в этом случае взять денег на создание системы сбора вторичного сырья? Может, чем уговаривать производителей мусора жить в России по тем же законам, по которым они живут в Европе, проще ввести для них налог, который — хочешь, не хочешь, а нужно будет заплатить! Вы же не хотели по хорошему? Тогда давайте по нашему!

И тут производители упакованного товара опомнились и испугались! Мизерный РОП можно сократить, уменьшить и закрыть «справками». А вот налог никак не закроешь — его нужно будет платить без разговоров!

В Европе раздельный сбор работает за счёт РОП. Загрязнитель платит. Платит 100%!!!! А у нас эти же плательщики лоббировали, лоббировали низкий РОП, а в итоге вылоббировали всем налог. Всем, а не только самим себе.

Так кто тормозит раздельный сбор? Те, кто не хочет платить РОП (который в Европе-то они платят!)? Или «нехороший» Минфин, который решил, что если производители мусора не хотят играть в России по тем правилам, по которым они живут во всем мире, то пусть живут по нашим, отечественным законам...

Да, налог — это не хорошо! И общественники тоже против налога! Но голосуя против этого налога нужно одновременно голосовать за то, чтобы поднять всем производителям товара в упаковке РОП до 100%. Если этого не сделать, то раздельный сбор вторичного сырья как тормозился, так и будет тормозиться, а мусор будет продолжать гнить на свалках.

А кто тут тормоз? Вот уж точно — не МинФин!

Мы рекомендуем

Полная версия