Top.Mail.Ru
Москва
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Вячеслав Съедин: талантливый взломщик сейфов, мечтавший стать сыщиком

Обычный работяга из тульской глубинки «щелкал» сейфы сразу в нескольких областях , на протяжении многих лет оставаясь неуловимым.

Банда гастролеров?

Когда начиная с 1976 года в совхозных кассах Тульской, Курской, Рязанской и Тамбовской областей неизвестные один за другим вскрывали сейфы, похищая тысячи рублей, сыщики решили, что это дело рук большой и хорошо организованной преступной группы.

Причем, работали, как сейчас говорят, профессионалы. Следов ноль, уровень подготовки и исполнения – самый высокий. Сигнализация отключалась в секунду, замки щелкались как орешки. Все говорило об очень высоком техническом уровне знаний преступников. Так кто они? Оперативники терялись в догадках.

Не зная, как поймать воров, милиция была вынуждена расставлять во многих местах засады. И серия взломов тут же прекратилась. Местные правоохранители пришли к выводу, что действовали гастролеры, которые подались в другие регионы. И вздохнули с облегчением, пожелав удачи своим коллегам, которым придется столкнуться с этими хитрецами.

Вместо совхозов магазины

Примерно год в вышеназванных областях не происходило каких-либо значимых краж. И вот в 1977-м началось. Правда, теперь под прицелом воров оказались кассы магазинов аппаратуры, меховой одежды и прочих предметов роскоши. Деньги, видео- и аудиотехника на прилавках, модные фасоны одежды и коллекционные пластинки, дорогие портсигары и красивые зажигалки – воры забирали все подряд независимо от ценности товара. снова никаких следов на месте преступления.

И вновь серьезная организация и исполнение краж. А частота совершения преступлений и география набегов на торговые заведения наводила сыщиков на любопытную мысль. Согласно этой версии, все кражи - дело рук одной банды, которая, вполне вероятно, могла работать несколькими составами чуть ли не одновременно в разных местах.

На поиски умелых воров были подняты большие милицейские силы. Проводились рейды по ресторанам - в надежде на то, что преступники будут шиковать на украденные деньги. Велась активная работа в воровской среде. Но даже пожелавшие помочь правоохранителям представители криминалитета лишь разводили руками – мол, это не из наших. «Частым гребешком» проверялись скупки и рынки – тоже ни одной ниточки. Ничего из украденного нигде даже не мелькнуло.

Роковая забывчивость и первый след

Однако, сыщики нескольких соседних регионов не собирались есть хлеб даром и рыли носом землю. К февралю 1981 года сыщики составили примерную карту преступлений и обратили внимание на то, что из всего региона взломщики не отметились только в нескольких точках. Среди них была сама Тула и расположенный в области у железнодорожной паутины союзного значения город Узловая.

Возможно, преступник имел к одному из отмеченных населённых пунктов непосредственное отношение, и там, где жил, старался не «гадить»? Однако, командированные в Узловую оперативники вернулись ни с чем. Небольшой рабочий городок, никаких ниточек к профессиональным ворам обнаружено не было.

И все-таки город Узловая в скором времени станет, простите за каламбур, «узловым» моментом в расследовании. 9 марта 1982 года в городе Скопин Рязанской области произошло ограбление универмага. Вернувшиеся после празднования Международного женского дня продавщицы с ужасом обнаружили, что зал универмага выглядит так, словно по нему ураган прошел.

Сиротливо зияли пустыми ящиками взломанные кассовые аппараты. На полу валялись серо-коричневые груды зимних пальто с заботливо отрезанными меховыми воротниками.

Сыщики мгновенно поняли, что ограбленный универмаг – это продолжение той же «серии». Магазин перерыли вверх дном – должно быть хоть что-то, хоть какая-то зацепка? Не привидения же они – эти воры?

Нет, воры оказались обычными людьми, у которых тоже могут быть свои слабости. Например, такие, как банальная забывчивость. Среди сорванных с вешалок пальто валялось одно, ношенное. Кто-то заменил его, польстившись на новое, более модное. А свое оставил на вешалке. Но самое главное, что в подкладке кармана обнаружились обрывки каких-то двух бумажек. Выходит, кто-то очень хитрый и продумывавший все ходы наперед по рассеянности забыл перед переодеванием проверить карманы старого пальто!

Бумажки сыщики тщательно изучили и поняли, что перед ними справка о вызове специалиста для ремонта радиоточки в Узловую и клочок какого-то документа, на котором сохранилось самое важное: печать Лебядинского района, граничащего с Узловой.

По всему выходило, что все ниточки, так или иначе, все равно вели в Узловую. В районный городок Тульской области вновь отправилась команды сыщиков и оперативников.

Десант в Узловую

Милиционеры прибыли очень солидной группой. И пока часть сотрудников отправилась по указанному в справке адресу, другая часть начала проверять расписание автобусов и поездов. Согласно графику движения, сообщение на железной дороге между Узловой и Скопиным осуществлялось два раза в день - утром и вечером.

Это позволило оперативникам предположить, что преступник, приехав вечером, просидел ночь в универмаге, чтобы не маячить по улицам чужого города и не вызывать подозрения возможных свидетелей. И хотя первая ниточка с адресом в Узловой оборвалась – там жили совершенно непричастные к взломам старики, - УГРО взял след.

Изучив списки железнодорожной кассы, милиционеры выделили троих подозреваемых. Началась проверка личностей тех, кто ездит чаще других. Кто-то из них с большой вероятностью был преступником. Но торопиться не следовало: за прошедшие восемь лет розысков оперативники поняли, что их противник необычайно умен и ждать от него можно чего угодно.

Ошибись они с кандидатурой – и настоящий преступник все поймет и затаится. Ищи его потом. Кто тогда будет отвечать за несколько десятков взломов с проникновением и кражу в особо крупных размерах?

Только выяснив, что один из подозреваемых - связист-железнодорожник Вячеслав Съедин, очень сильный технарь с судимостью в далеком прошлом, и к тому же женатый на уроженке Лебедяни, сотрудники розыска поняли – это тот, кто нужен. Решили брать.

Задержанный поначалу вел себя спокойно – мол, граждане начальники, завязал давно, живу мирно – никого не трогаю. Однако, Съедин еще не знал, что в это время в его доме в ходе обыска будет обнаружена целая коллекция ворованных вещей. После предъявления их подозреваемому, тому оставалось лишь признаться.

Неприметный гений «Узловского уезда»

Съедина буквально понесло. Бывалые сыщики несколько часов, затаив дыхание слушали исповедь этого ничем не примечательного человечка, оказавшегося столь гениальным вором.

В детстве он мечтал стать сыщиком - читал сначала взапой художественные детективы. А когда подрос, начал изучать специальную криминалистическую литературу. Сначала из интереса – потом профессионально.

Ведь как говорят следователи и оперативники про свою работу? Чтобы лучше узнать преступника, надо мысленно залезть в его шкуру. Так вот, Вячеслав Съедин наоборот, залез в шкуру сыщика: готовил преступление, изучал очередной объект и одновременно мыслил как сыщик, прочитывая наперед ходы тех, кто вскоре будет его искать. В общем, если бы в юности не сбился с правильного пути, мог бы получиться не менее знатный сыщик, чем позже вышел шнифер.

Поэтому и ловили его почти 10 лет. Про таких говорят: его бы энергию, да в мирное русло… Но он выбрал свою дорожку – «кривую». А на ней, хоть как ты талантлив, веревочке вечно не виться. По совокупности преступлений, среди которых только доказанных было 32 кражи, и в связи с большой социальной опасностью Вячеслава Съедина в 1984 году приговорили к 15 годам колонии строгого режима. Срок, который обычно дают убийцам.

Он выйдет раньше, не отсидев полностью срока. Больной и постаревший, он окажется в другой, незнакомой и бурлящей лихими девяностыми стране, где уже не будет места умным ворам-романтикам. Но это уже совсем другая история…

Полная версия