Top.Mail.Ru
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Каннибализм среди неандертальцев

Исследователи нашли в одной из пещер, расположенной в лесах северной Испании, следы страшной резни. Двенадцать неандертальцев из одной семьи стали жертвами каннибализма.

В 1994 году исследователи в ходе обследования испанской пещеры Эль Сидрон обнаружили несколько костей, которые приняли за человеческие челюстные кости. Сначала ученые решили, что наткнулись на останки людей, погибших в ходе гражданской войны в Испании (1936-1939). Тогда республиканцы использовали эту пещеру в качестве одного из укрытий. Затем полиция обнаружила в Эль Сидрон и другие кости. Полицейские отправили останки на судебно-медицинскую экспертизу. Ученые, которые изучали присланное, пришли к выводу, что кости не могли принадлежать не только солдатам XX века, но даже современному человеку. Это были останки неандертальцев, живших около 50 000 лет назад.

После этого ученые вплотную занялись исследование пещеры Эль Сидрон. Сегодня это место считается одним из важнейших археологических памятников, где сохранились следы деятельности неандертальцев, живших на территории Европы и Азии 240 000 – 30 000 лет назад. Ученые обнаружили здесь более 1800 фрагментов костей неандертальцев.

За 16 лет исследователи так и не смогли разгадать загадку пещеры: что именно случилось с неандертальцами из Эль Сидрон? Но на прошлой неделе испанские специалисты опубликовали в PNAS статью с результатами анализов костей и ДНК. Они пришли к выводу, что в Эль Сидроне покоились останки 12 неандертальцев, убитых каннибалами.

Как кости оказались в пещере

Все кости были найдены в небольшом помещении размером с комнату, которое археологи прозвали Туннелем костей. Фрагменты костей лежали вперемешку с гравием и землей, и это означает, что неандертальцы умерли не здесь. Вероятнее всего, они погибли где-то наверху, за пределами пещеры. Кости не могли пролежать в пещере долго. «Останки не были повреждены в результате эрозии», -- рассказала одна из авторов исследования Карлес Лалуэса-Фокс (Carles Lalueza-Fox) из Университета Помпеу Фабра в Барселоне. Вероятнее всего, часть свода Туннеля костей обрушилась во время бури, и кости упали в пещеру.

Рядом с костями неандертальцев ученые не обнаружили никаких костей животных. Единственное, что они еще нашли -- фрагменты каменных орудий. А когда исследователи внимательнее изучили кости неандертальцев, то обнаружили на них следы порезов – вероятно, эти каменные орудия использовались для того, чтобы отделить мясо от костей. Длинные кости были разломаны. Поэтому антропологи пришли к выводу, что все погибшие стали жертвами каннибалов. Ученые находили следы каннибализма среди неандертальцев и в других местах, но Эль Сидрон заслуживает особого внимания, так как там сохранилось больше всего доказательств этой теории.

Семья или случайное совпадение ДНК

В процессе изучения костей ученые попытались соединить некоторые фрагменты. Например, им удалось определить некоторые зубы, выпавшие из челюстных костей. Эта работа заняла несколько лет, но в конце концов доктор Лалуэса-Фокс вместе со своими коллегами определила, что в пещере лежали останки 12 неандертальцев. Форма костей позволила антропологам узнать их возраст и пол. Среди погибших были три женщины, трое мужчин, три мальчика-подростка и три ребенка, в том числе один младенец.

Затем исследователи занялись изучением ДНК. Благодаря холоду и влажности в пещере древние ДНК прекрасно сохранились. Например, у двух неандертальцев доктор Лалуэса-Фокс с коллегами обнаружила ген, который отвечает за рыжие волосы. Ученые также попытались добыть ДНК из зубов неандертальцев. В четырех образцах они определили Y-хромосомы. Все зубы принадлежали мужчинам – трем взрослым и одному подростку.

Антропологи также занялись поиском митохондриальной ДНК (мт-ДНК), которая передается от матери к ребенку. Анализ гиперварибальных регионов HVR1 и HVR2 показал, что они присутствуют у всех 12 неандертальцев. Семь из них имеют одно митохондриальное происхождение, четыре – второе и один – третье. По мнению доктора Лалуэса-Фокс, все эти неандертальцы имели родственные связи. «Если выйти на улицу и взять 12 случайных образцов ДНК, то вряд ли вы обнаружите, что семь из них имеют одно митохондриальное происхождение. Но зато, если вы пойдете на день рождения к бабушке, то, скорее всего, встретите там братьев, сестер и кузенов. Вот там вы легко обнаружите семь образцов одного митохондриального происхождение», -- объяснила исследовательница суть открытия.

У всех трех мужчин одинаковые мт-ДНК, то есть они были либо братьями, либо кузенам, либо дядьями и племянниками. Зато женские ДНК имеют совсем другое происхождение. По мнению Лалуэса-Фокс, неандертальцы жили небольшими группами, члены которых были связаны между собой родственными узами. Когда они встречались с другими такими группами, то могли обмениваться дочерьми.

Критика и планы будущих исследований

Антрополог Линда Вигилант (Linda Vigilant) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Германия) считает, что это исследование – «хорошее начало». Однако она не согласна с тем, что все неандертальцы были связаны между собой родственными узами. Вигилант изучала ДНК шимпанзе и пришла к выводу, что у некоторых обезьян бывают идентичные HVR1 и HVR2, однако они далеко не всегда являются родственниками. Лучший способ разрешить этот вопрос, по мнению Вигилант, это найти больше образцов ДНК неандертальцев, и сравнить их с теми, которые были обнаружены в пещере Эль Сидрон.

Доктор Лалуэса-Фокс собирается продолжить свое исследование: выяснить более точно генеалогию погибших и узнать, как они умерли. Возможно, в этом ей поможет более детальное изучение каменных орудий. Они сделаны из камня, который можно найти всего в нескольких километрах от пещеры. Вполне вероятно, что неандертальцы забрели на территорию другой группы, за что и поплатились жизнью.