Top.Mail.Ru
16 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Под Рязанью сохранился деревянный город

Российские археологи точно выяснили, чем занимались, как жили и что ели жители древнего Переяславля Рязанского, когда Русь сбросила иго. О своих находках ученые рассказали корреспонденту Infox.ru.

Почему в России две Рязани

Современная Рязань не всегда была Рязанью. Первоначально так назывался другой древний город на Оке -- столица Рязанского княжества, один из крупных древнерусских городов. После разгрома Рязани Батыем в 1237 году столицу перенесли выше по Оке, на реку Трубеж, при впадении в нее небольшой речки Лыбедь. Этот город (основанный, по всей видимости, не позднее второй половины XII века) назывался Переяславль Рязанский. И только в 1778 году Переяславль Рязанский переименовали в Рязань.

Но Рязань новая для археологов всегда находилась в тени городища Старая Рязань -- того, что осталось от домонгольского города. Ведь Старая Рязань -- это первоклассный археологический памятник, единственная столица древнерусского княжества, ныне полностью свободная от поздней застройки.

Раскопки «Новой Рязани»

Первые археологические исследования Рязанского кремля начались еще в конце XIX – начале XX веков. Здесь вел работы известный археолог Василий Алексеевич Городцов (1860--1945), однако позже он заинтересовался Старой Рязанью и продолжил свои исследования уже там. Затем в Рязани работал Александр Львович Монгайт (1915--1974): в середине 1950-х годов он разработал план широкомасштабных работ в кремле Переяславля Рязанского, но вскоре тоже отправился на раскопки городища Старой Рязани.

[v2]

В конце 1980-х – начале 1990-х годов археологи вновь вернулись в Рязань. Однако работы, связанные с прокладкой подземных коммуникаций, проводились на участке, где слой плохо стратифицирован – в древности там проходила дорога, то есть никто не жил. Хотя тогда ученые сделали интересные находки, но в целом раскопки не дали информации о структуре города и о жизни горожан.

Экспедиция Завьялова

В 2004 году по инициативе директора Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Людмилы Дмитриевны Максимовой начала работу Переяславль-Рязанская археологическая экспедиция, которую возглавил доктор исторических наук Владимир Завьялов из Института археологии РАН.

Археологи разбили раскоп площадью в 160 кв. м в северо-западной части кремля на территории Архиерейского двора между Певческим корпусом и Амбарами (Гостиница черни). «Все эти здания появились во второй половине XVII века, а ранее на этой территории, которую мы исследуем, находились городские кварталы, жили обычные горожане», -- рассказал корреспонденту Infox.ru руководитель экспедиции Владимир Завьялов.

Ученые смогли найти свидетельства ремонтных работ на территории кремля в конце XVIII – начале XIX веков, когда, вероятно, перестраивался Певческий корпус, а также следы пожара 1646 года, который полностью уничтожил древний Переяславль Рязанский.

В культурном слое, который относится к XVII веку, исследователи нашли серебряную монету времен правления Михаила Федоровича, фрагменты голландских стеклянных штофов и нательные крестики.

Как рассказали археологи корреспонденту Infox.ru, в 2008 году они добрались лишь до культурных слоев, которые предварительно отнесли к концу XV или рубежу XV--XVI веков (материал последнего сезона еще обрабатывается). Среди находок последнего сезона много детских игрушек. Самые значительные из них -- деревянный меч и деревянный кораблик.

[v1]

Последние два года археологи занимаются составлением дендрохронологической шкалы для этого региона. Так, они смогли довольно точно датировать некоторые деревянные сооружения и настил деревянной мостовой. В одной из построек исследователи обнаружили остатки печи. Пол там был сделан из плотно пригнанных друг к другу бревен. Здесь же археологи обнаружили фрагменты кожаной обуви и обрезки кожи – возможно, они наткнулись на мастерскую сапожника. Кроме того, они нашли и постройки, в которых жило привилегированное население города, о чем свидетельствуют фрагменты стеклянной и глиняной поливной посуды иностранного производства, костяная печать и кости ловчей птицы (ястреба-перепелятника) с привязанным к ним кожаным ремешком.

К обнаруженным материалам широко применяются и естественнонаучные методы. Например, ученые смогли сделать выводы о рационе жителей Переяславля Рязанского. Из зерновых культур больше всего составляла доля ржи – 67,3%, затем шли овес (26,8%), гречиха, просо, пшеница и горох. Археологи также обнаружили и определили семена груши и яблони, малины, скорлупки лесных орехов и косточки черемухи.

Остеологи провели анализ найденных костей. На многих из них сохранились следы собачьих зубов и кухонной разделки. Видимо, эти кости, остававшиеся после еды горожан, кидались домашним и бродячим собакам. В основном это кости домашних животных – крупного рогатого скота, свиней, лошадей. Среди костей диких животных исследователи определили лосей, зайцев, кабанов, медведей, волков, косуль.

Исследования еще не закончены. Ученые пока что обработали не все полученные материалы, а раскопки продолжатся следующим летом. «У нас фундаментальная экспедиция, мы, в отличие от «новостройщиков», исследования которых, несомненно, важны, поскольку спасают культурный слой в зоне строительства, не должны выдавать план и обязательно укладываться в сжатые сроки», -- отметил Завьялов.

Результаты последних исследований Переяславля Рязанского Владимир Завьялов представил в докладе «Позднесредневековый культурный слой кремля Переяславля Рязанского» на II (XVIII) Всероссийском съезде археологов, прошедшем в Суздале 20-25 октября.