Top.Mail.Ru
Москва
27 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Цифровое кино в России споткнулось о прокатчиков

Киноиндустрия в массовом порядке переходит в цифровой формат: кинозалы становятся цифровыми, чтобы иметь возможность демонстрировать 3D-кино и альтернативный контент. В России этот процесс идет медленнее, чем мог бы, из-за того, что дистрибуторы не участвуют в финансировании оборудования цифровых залов, считают эксперты.

Трудности перехода

«Необходимость перехода на цифровой показ пришла практически ко всем владельцам кинотеатров, однако не все располагают достаточными инвестиционными средствами для переоборудования кинозалов, -- рассказал корреспонденту Infox.ru президент компании Movie Research Олег Иванов. – Помимо затрат на приобретение сервера и цифрового проектора кинотеатр несет также расходы на приобретение очков, их чистку, и на увеличение персонала. Все эти расходы ложатся на бюджет кинотеатров, а прокатчики, наоборот, экономят на печати копий. Таким образом, происходит неравномерное перераспределение расходов между прокатчиками и кинотеатрами».

«Кинотеатр тратит большие деньги и, не имея поддержки, он оказывается в невыгодной ситуации, -- согласилась с главой Movie Research ведущий аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева. -- Выпуск цифровой копии фильма примерно в десять раз дешевле, чем пленочной. То есть цифровая копия – это реальная экономия денег для дистрибутора. При этом цифровой проектор стоит примерно в три раза дороже, чем обычный».

В США и некоторых странах Европы переоборудование обычных кинозалов в цифровые осуществляется преимущественно по модели VPF (Virtual Print Fee), по которой сторонняя компания-инвестор передает в кинотеатр или сеть кинотеатров необходимое для цифрового показа оборудование, а оплата за него со временем перечисляется как от дистрибутора цифровой копии фильма, так и от кинотеатра.

По данным исследовательской компании ScreenDigest, к концу следующего года количество цифровых кинозалов по всему миру увеличится до 16000. Абсолютным лидером в этой области являются США, где работают около 2500 коммерческих цифровых кинозалов.

В России эта цифра во много раз меньше, но, по словам Ксении Леонтьевой, о негативных тенденциях в деле внедрения «цифры» в кино говорить сложно.

«Нельзя сказать, что в данный момент у нас эта технология медленно распространяется, -- считает Ксения Корнеева. -- Сегодня в России уже около 240 цифровых залов, а к концу года их будет порядка 350. То есть буквально за один месяц мы ждем прироста на сто залов. Это связано с релизом фильма Джеймса Кэмерона «Аватар», который состоится 17 декабря и будет идти в 3D-формате. Кинотеатры стремятся оборудоваться именно к этой премьере. Каждый 3D-релиз вызывает такую волну. Обычно от десяти до тридцати залов открывается к каждому новому 3D-релизу, но на «Аватаре» будет рекорд – больше ста залов».

По словам Ксении Леонтьевой, на российском кинорынке наблюдается тенденция: если в городе появляется цифровой кинозал, то конкуренты тут же «подтягиваются».

«Это как снежный ком: если «цифра» появляется у конкурентов, остальные как можно скорее пытаются переоборудовать свои залы. Никто не хочет отставать, -- прокомментировала эксперт. -- Может быть, выгода от установки цифрового оборудования пока не так велика, как хотелось бы кинотеатрам, однако проигрыш от его отсутствия – гораздо больше».

И, тем не менее, оборудование цифровых кинозалов все же представляет серьезную финансовую проблему для кинотеатров. Стоимость перехода на «цифру» в одном зале составляет примерно 100 тыс. евро.

«100 тыс. евро – это серьезная инвестиция, -- поделился с Infox.ru председатель совета директоров ГК «Каро Фильм» Леонид Огородников, -- поэтому мы считаем, что было бы правильно, если бы дистрибуторы компенсировали некоторую часть расходов на цифровое оборудование».

«К сожалению, на сегодняшний день в России нет действующей бизнес-модели, подобной VPF, -- сообщил Infox.ru генеральный директор сети «Формула Кино» Андрей Терешок. -- Позитивные сдвиги определенно есть – сейчас ведется обсуждение этого вопроса с несколькими студиями – однако процесс этот не прост и, к сожалению, не носит системного характера. Пока все 100% стоимости оборудования для цифрового кинозала и его обслуживания оплачивает кинотеатр».

По словам генерального директора сети «Формула Кино», «цифра» однозначно выгодна прокатчикам.

«Дело в том, что мы вкладываем в это деньги, а они – нет», -- резюмировал Андрей Терешок.

Обоюдная выгода

Несмотря на отсутствие поддержки со стороны дистрибуторов, сети кинотеатров продолжают открывать цифровые залы. По словам Андрея Терешка, к новогодним релизам «Формула Кино» подойдет с 16 залами, работающими в «цифре», а в следующем году откроются еще 20. Леонид Огородников сообщил, что 2009 год сеть «Каро Фильм» закончит с 19 собственными цифровыми залами и продолжит их открывать в 2010 году.

«Кинотеатрам цифровые залы выгодны, потому что они могут показывать 3D-фильмы, продавая билеты по более высокой цене и привлекая большее количество зрителей, которые на трехмерное кино идут охотнее, -- рассказала Ксения Леонтьева. -- Кроме того, у них есть возможность показывать альтернативный контент: спортивные трансляции, концерты и другое. Цифровой зал – это расширение спектра услуг, которые кинотеатр может предоставить».

По прогнозам ScreenDigest, к 2014 году рынок альтернативного контента для кинотеатров вырастет до $524 млн (при $48 млн в 2008 году). По данным исследователей этой компании, цифровые кинозалы США уже использовались не только для показа кинолент, но и для трансляций спортивных матчей и даже официальных мероприятий, вроде инаугурации президента Обамы или похоронной церемонии Майкла Джексона.

Новое качество 3D

И все же 3D-фильмы пока остаются основным видом контента, демонстрируемого в цифровых залах.

«Наработка на 3D-копию фильма в среднем в четыре раза больше, чем на копию 35 мм и 2D», -- отметил президент Movie Research Олег Иванов.

«Цена билетов в 3D-залы до последнего времени превышала цены на сеансы в обычные залы примерно на 40%, -- рассказала аналитик «Невафильм Research», -- но сейчас, в связи с усилением конкуренции, она падает».

Цены падают не только на билеты. По словам Олега Иванова, производство 3D-фильмов постоянно падает в цене, и есть прогнозы, что производство 3D-картин станет возможным и в России.

«3D в 2009 году окончательно перешло тот рубеж, который отделяет простой аттракцион от искусства, -- рассказал Infox.ru эксперт. -- Кино появилось как форма аттракциона, и люди приходили смотреть на бессюжетный, но чрезвычайно впечатляющий ролик с прибывающим поездом. Только потом оно перешло в форму искусства, для которого важны как форма, так и содержание. 3D-кино, которое вошло в обиход как аттракцион-демонстрация морских чудовищ или космических приключений, теперь постепенно выходит на содержательно и художественно иной уровень».

Полная версия