Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Бум планшетных компьютеров опоздает на год

Аналитики предрекают планшетным компьютерам большое будущее. Десятки миллионов человек по всему миру купят подобные устройства именно в этом году, предсказывают специалисты исследовательской компании Deloitte. Однако далеко не все уверены в справедливости этих прогнозов.

Ветер перемен

Исторически компьютеры в форм-факторе «Tablet PC» находили своих немногочисленных покупателей среди профессионалов узких специальностей, которые и раньше использовали в своей деятельности планшеты, но не цифровые, а обычные – с прикрепленными к ним документами, в которых нужно было делать пометки. Словом, не то чтобы данный форм-фактор пользовался успехом у широкой аудитории.

В основном такая ситуация сохранялась потому, что он не предполагает наличия физической клавиатуры – только виртуальная и сенсорная. Однако последняя общепризнанно не очень удобна для быстрого набора текстов – функции, крайне необходимой в эпоху социальных сетей.

Тем не менее, на выставке CES 2010 – главном мировом событии в сфере потребительской электроники – от анонсов планшетных компьютеров яблоку негде было упасть. А глава Microsoft Стив Балмер, представляя совместную с HP планшетную новинку, заявил, что планшеты – новый тренд года, который будет активно развиваться, подобно тому, как развивались нетбуки в течение последних двух лет.

Свои планшетные компьютеры решили сделать даже такие чужие для компьютерного рынка компании, как Archos и Cowon, которые прежде занимались выпуском исключительно мультимедийных плееров и программного обеспечения.

Стоит, впрочем, отметить, что слова про яблоко не вполне верны – в сети уже давно и активно муссируются слухи о новом продукте компании Apple – планшетном компьютере, существование которого будет подтверждено вещественно уже совсем скоро. А в последнее десятилетие Apple является компанией, задающей моду в индустрии пользовательской электроники, так что вполне возможно, обилие анонсов планшетных компьютеров, наблюдавшееся на главной выставке потребительской электроники года, есть не что иное как попытка производителей угнаться за новыми веяниями моды, почувствовать, «куда дует ветер».

Сетевые «таблетки»

Аналитики Deloitte в своей ежегодной прогностической сводке на тему трендов в области высоких технологий дают новому виду устройств собственное название: NetTab. А кроме того, определяют их функции и преимущества перед другими гаджетами: «Эти устройства имеют большие преимущества как перед смартфонами, у которых слишком маленькие экраны для комфортного просмотра видео и работы в интернете, так и перед ноутбуками, нетбуками и ультратонкими ПК, которые либо слишком тяжелые, либо слишком дорогие», -- аргументируют свои прогнозы специалисты Deloitte.

Предполагается, что «неттабы» приглянутся массовому пользователю из-за больших размеров экрана, сравнимых с нетбуками вычислительных и коммуникационных возможностей, а также цены, которая у большинства анонсированных устройств не будет превышать $1000.

Отсутствие всех этих параметров в моделях планшетных компьютеров, выпускавшихся ранее, и было главной причиной коммерческих неудач большинства моделей в этом форм-факторе, считают эксперты Deloitte. По их мнению, «неттабы» нового поколения будут ориентированы на развлечения, а не на работу, как раньше, и потому станут коммерчески успешными.

Впрочем, не все разделяют оптимизм аналитиков Deloitte. В частности, по информации сайта Telegraph, комментируя в своем Twitter анонс «неттаба», разработанного HP совместно с Microsoft, аналитик компании Interpret заявил, что данный продукт «слишком большой, чтобы положить его в карман, но слишком маленький, чтобы комфортно оперировать на нем». Примечательно, что данное противоречие характерно практически для всех анонсированных на CES «неттабов», и именно оно вызывает сомнения у тех, кто не спешит авансом отдавать новичкам в мире компьютеров лавры победителей.

Перспективы

Маленькие, недорогие, функциональные и достаточно «выносливые» нетбуки стали настоящим хитом не только за рубежом, но и в России. Однако планшеты могут и не достичь таких результатов.

«Нельзя сравнивать интерес к планшетам с массовым спросом на нетбуки, – поделилась с Infox.ru аналитик IDC Зарина Камытбаева. -- За первые три квартала 2009 года поставки нетбуков на российский рынок превысили 460 тыс. штук -- более 20% от всех поставок ноутбуков за тот же период. Для сравнения – поставки планшетов едва перевалили четыре тысячи, что примерно составляет 0,1%. В процентном выражении рост числа поставок планшетов, конечно, возможен, но стоит учитывать и тот фактор, что в том же 2009 году объем отгрузок данных компьютеров в Россию был значительно меньше, чем годом ранее».

Старший вице-президент компании Kraftway Ренат Юсупов считает, что ждать массового пришествия планшетов преждевременно.

«Не думаю, что стоит ожидать бума планшетных компьютеров в этом году, -- рассказал Infox.ru эксперт. -- Если нетбуки были расширением модельного ряда обычных ноутбуков в сторону удешевления при сохранении минимально необходимой функциональности, и модель их использования в качестве недорогого рабочего инструмента была ясна, а круг потребителей очень широк, то в случае с планшетными компьютерами ситуация не столь очевидна. Скорее всего, планшет займет нишу развлекательных устройств, соединив в себе возможности электронной книги, персонального ТВ, органайзера, переносного устройства хранения и воспроизведения медиаконтента».

По мнению Рената Юсупова, именно «контентная» проблема может встать на пути планшетов к коммерческому успеху.

«Такой гаджет может иметь успех только при наличии удобных и недорогих сервисов по предоставлению контента, -- рассказал Infox.ru специалист. -- Если с музыкой все более-менее понятно, то сервисы по скачиванию электронных книг до сих пор упираются в проблему охраны авторских прав (вспомните проблемы Google в США и Китае), а сервисы по продаже легального видеоконтента пока слабо распространены. Как минимум год уйдет на «раскачку» продукта, а точнее, на внедрение в сознание модели его использования, и в 2011-2012 годах стоит ожидать бума продаж таких устройств».

Несколько лет назад компания ASUS стала первой, кто предложил пользователям устройство нового на тот момент типа – нетбук. Собственно, эпоха нетбуков началась именно с Eee PC этой компании. Наличие крупной компании-тягача, которая смогла бы массово вывести на рынок планшетные компьютеры – одно из главных условий, при которых рынок планшетных компьютеров испытает расцвет, считают в ASUS.

«Я думаю, что планшетные устройства будут испытывать «бум» при двух условиях: когда за них возьмется кто-либо из гигантов индустрии, способный придать начальный импульс развитию нового направления, и — самое важное — когда для этого будет создана подходящая элементная и программная база: энергоэффективная, недорогая, функциональная, -- считает ведущий технический специалист департамента ноутбуков компании ASUS Алексей Нистратов. – Предпосылки для того, чтобы долгожданные планшеты стали наконец-то популярны и массовы, уже появляются. Произойдет ли это в текущем году или следующем, пока сказать сложно».

Российский рынок, считает эксперт, для сегмента планшетов следует в русле общемировых тенденций.

«Если рынку будет предложен интересный и доступный продукт, он, безусловно, станет востребованным», -- подытожил Алексей Нистратов.

Полная версия