Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

«Вконтакте» может изменить рынок электронных денег

Недавний анонс собственной платежной системы социальной сети «Вконтакте» может оказать заметное влияние на российский рынок электронных денег. Насколько сильным будет это влияние, пока не понятно. Мнения опрошенных Infox.ru экспертов на этот счет разделились.

Согласно данным обнародованного недавно исследования компании J`son & Partners Consulting, по итогам прошлого года «Вконтакте» с 17,7 млн активных пользователей стала самой популярной российской социальной сетью. Общее число зарегистрированных аккаунтов превышает 60 млн.

О собственной платежной системе «Вконтакте» до недавнего времени ходили лишь слухи, подтверждения которых ждали многие участники рынка электронной коммерции. Ведь очевидно, что, если бы руководство «Вконтакте» придумало способ привлечь к пользованию электронными кошельками хотя бы 1% своих пользователей, на рынке мог бы случиться настоящий «взрыв».

Анонсированный на днях руководством «Вконтакте» интерфейс Merchant API позволит создателям интернет-магазинов встраивать форму оплаты социальной сети в свои веб-сайты. Это означает, что пользователи рунета смогут приобретать товары на сторонних ресурсах, используя внутреннюю валюту VK.

Это нововведение способно существенно упростить процесс оплаты и подтверждения заказа в интернет-магазине, поскольку достаточно будет ввести пару логин-пароль от аккаунта «Вконтакте» в специальной форме на страничке интернет-магазина и определить адрес доставки. Возможно, это попытка «Вконтакте» «отобрать хлеб» у других систем электронных платежей, однако эксперты и участники данного рынка пока не видят поводов для беспокойства.

«Говорить о противостоянии интересов пока рано, -- сообщила Infox.ru заместитель генерального директора платежной системы «Яндекс.Деньги» Наталья Хайтина. – Эксперимент с внедрением платежных механизмов в социальную сеть только начат, и нам еще предстоит увидеть, будут ли пользователи доверять свои деньги сервису, который используют для общения с друзьями и знакомыми».

Пополнение личного счета пользователя в «Вконтакте» осуществляется различными способами -- как с помощью SMS, так и с помощью других крупных платежных систем, среди которых и «Яндекс.Деньги». В компании не считают, что появление Merchant API отрицательно повлияет на количество сделок в интернет-магазинах, осуществляемых с помощью электронных денег «Яндекса».

«Доля платежей «Яндекс.Деньгами» за услуги социальной сети «Вконтакте» сопоставима с долями других развлекательных сервисов, -- отметила Наталья Хайтина. – Объем платежей в пользу этой сети растет пропорционально росту всего игрового и развлекательного сегмента. Каковы перспективы изменений темпов этого роста в результате появления Merchant API, сказать пока сложно, ведь в большинстве действующих на сегодня интернет-магазинов уже можно оплатить заказ «Яндекс.Деньгами», и нет большого смысла покупать за «Яндекс.Деньги» голоса «Вконтакте», чтобы ими потом оплачивать товар в интернет-магазине. Для взаимодействия с интернет-магазинами существующие платежные системы используют протоколы, совпадающие с анонсированным Merchant API в большинстве операций».

Такой платежной системой в том числе является «Деньги@mail.ru». Необходимо отметить, что, по данным упомянутого выше исследования, социальная сеть «Моймир@mail.ru» в России является главным конкурентом «Вконтакте». По данным J`son & Partners Consulting, она закончила 2009 год с 15,6 млн активных пользователей.

«У нас уже есть собственная платежная система «Деньги@Mail.Ru», которая имеет собственный API и легко интегрируется в интернет-магазины и другие сайты, принимающие оплату за товары, -- сообщила Infox.ru вице-президент компании Mail.Ru Анна Артамонова. – Безусловно, мы собираемся предоставить доступ ко всем этим возможностям и через наш новый «Mail.Ru API.Сайты», который мы открыли 19 апреля».

По мнению Анны Артамоновой, Merchant API не несет в себе ничего нового и революционного.

«Мы приветствуем появление нового игрока на рынке, поскольку повышение конкуренции всегда благоприятно сказывается на отрасли и мотивирует постоянное развитие, -- заявила эксперт. – Но новая платежная система вряд ли серьезно повлияет на рынок электронной коммерции. Практика расчетов в интернет-магазинах уже сложилась, и Merchant API не несет в себе ничего революционного и принципиально нового. Данный шаг со стороны социальной сети -- это, прежде всего, способ монетизации ее аудитории, который не способен кардинально изменить положение дел на рынке».

Благоприятное влияние на рынок в целом, возникающее в результате появления нового игрока, отметили и другие опрошенные Infox.ru эксперты.

«Любая популяризация оплаты покупок в интернете способом, отличным от наложенного платежа или банковской квитанции, – это благо как для рынка электронных денег в целом, так и для всех его игроков», -- сообщила Наталья Хайтина.

«Судя по анонсу, «Вконтакте» планирует создать автономную систему, не взаимодействующую с существующими системами электронных денег, -- рассказал Infox.ru председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. – Если им (руководству «Вконтакте». -- Infox.ru) удастся реализовать такую схему, то, с одной стороны, они отнимут часть клиентов у «Яндекс.Денег», WebMoney и прочих лидеров рынка. Однако кроме прямого эффекта, по моему опыту, будет и обратный -- появление нового большого игрока даст импульс интернет-оплатам в целом, развивая рынок и повышая абсолютные показатели других систем. Это было хорошо заметно на примере запуска «Яндекс.Денег» -- при этом объем платежей в WebMoney также вырос, хотя и более слабо».

В марте «АЭД» подвела итоги 2009 года по рынку электронных денег. По данным ассоциации, его объем достиг 40 млрд руб. По прогнозам того же источника, в 2010 году его объем может увеличиться на 50%, а возможно, и вдвое, в особенности, если к электронным деньгам проявят больше внимания телекоммуникационные операторы и большие социальные сети.

Последнее уже случилось, и прогнозы могут быть пересмотрены.

«На создание, отладку и становление системы понадобится какое-то время, -- отметил Виктор Достов. – Понятно, что ее запуск прибавит к ожидаемым цифрам 2010 года, но, при самом оптимистичном сценарии, большие изменения рынка нужно ожидать в 2011 году».

Полная версия