Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Google Voice сулит телекомам проблемы

Интеграция VoIP-сервиса в почтовую службу Gmail, о которой было недавно объявлено, окажет серьезнейшее влияние на мировой и российский рынок интернет-телефонии. Российские операторы столкнутся с еще более жесткой конкуренцией, а Skype, возможно, переберется под крыло Cisco, прогнозируют эксперты.

С конца августа этого года пользователи почтового сервиса Gmail из США могут совершать голосовые звонки не только с компьютера на компьютер, но и на мобильные и стационарные телефоны практически по всему миру. Это полноценный выход на рынок интернет-телефонии, и он сулит множество неприятных моментов его участникам.

Google и бизнес

«Google стал продвигать VoIP не как отдельный сервис, а как неотъемлемую часть их второго по популярности приложения – электронной почты, -- рассказал Infox.ru глава ГК "SPIRIT" Андрей Свириденко. – Все пользователи Gmail сразу её заметят. Это говорит об агрессивных планах выхода Google на VoIP-рынок: Google хочет, чтобы VoIP сразу начали пользоваться сотни миллионов пользователей».

По мнению эксперта, Google начнет активнее работать и с корпоративным сегментом.

«Они успешны в предоставлении своего почтового сервиса в модели SaaS, - отметил Свириденко. – По словам Google, их сервисом пользуются около двух миллионов компаний или около 25 млн человек, которые, по некоторым подсчётам, приносят им около $100 млн. за подписку в год. Сделав VoIP частью Gmail, Google тем самым несёт VoIP и в enterprise-сегмент тоже».

«Интеграция в Google Apps возможности звонков на мобильные и стационарные телефоны по всему миру должна подтолкнуть пользователей среднего и малого бизнеса к переходу на инновационные сервисы Google и отказаться от использования привычного проприетарного ПО и постоянно теряющей популярность традиционной телефонии, -- рассказал Infox.ru руководитель проекта Softcloud Антон Салов. – В первую очередь это должно коснуться рынка США и Канады, ведь именно на территории США «приземление» звонков будет бесплатным. А получив возможность начать бизнес с минимальными вложениями в полноценные современные коммуникации (мобильный офис до 50 пользователей на базе Google Apps Standard предоставляется бесплатно), любой владелец бизнеса останется приверженцем технологий, которые помогли ему осуществить быстрый старт, и с ростом своего дела».

Однако выход Google на VoIP-рынок России -- дело пока не решенное.

«Пока даже не объявлены сроки выхода Google на российский рынок с этой услугой, - рассказал Infox.ru генеральный директор компании «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков. - Как, собственно, и европейские пользователи не понимают, когда она появится. Тем не менее в будущем сервис обязательно станет доступен и многие операторы в России начнут испытывать сложности и, скорее всего, создадут препятствия для использования сервиса в своих сетях».

Впрочем, сложности из-за бесплатных сервисов VoIP российские операторы уже испытывают.

«Потери российских операторов из-за распространения иностранных VoIP-сервисов, в первую очередь Skype, составили только за 2009 год, по самым скромным официальным оценкам, 6,7 млрд руб, -- рассказал Андрей Свириденко. — Такую цифру привел на заседании комиссии Федеральной антимонопольной службы в середине июля этого года представитель «Ростелекома». В 2010 году, по его оценкам, потери могут составить уже 10,5 млрд руб. Это потери от Google и Skype, у которых, по меркам наших национальных сервисов, не так много российских пользователей. При активизации на рынке VoIP еще и отечественных интернет-сервисов финансовые потери традиционных операторов будут еще выше. Ни традиционные голосовые операторы, ни регулятор ничего не смогут с этим сделать, кроме как выпустить конкурирующие видео- и VoIP-сервисы под брендом операторов».

По мнению эксперта, конкуренция на российском VoIP-рынке в ближайшее время серьезно обострится: «VoIP открывает новые рынки для отечественных интернет-сервисов. Кстати, DST не зря недавно купила ICQ -- популярный IM, тоже коммуникационный сервис, в котором тоже есть VoIP».

Между Google и телекоммуникационными компаниями может разгореться нешуточная война, поскольку американская компания предоставляет свой VoIP-сервис, используя далеко не только принадлежащие ей интернет-магистрали. Операторов это справедливо раздражает, поскольку новый VoIP создает дополнительную нагрузку на канал, а его использование тарифицируется по прежним ценам. Но подобные отношения с телекомами Google рассчитывает сохранять и впредь, по крайней мере, такой вывод можно сделать из принципов так называемого сетевого нейтралитета, обнародованных Google незадолго до интеграции сервиса Voice в Gmail.

Ход, сделанный Google, может привести и к другим серьезным последствиям. «VoIP – это элемент коммуникации, - напомниил Андрей Свириденко. – А раз доступ к VoIP-сервисам Google происходит на основе почтового адреса, можно предположить, что VoIP станет и частью функционала соцсети Google, что может вызвать интерес к VoIP у российских социальных сетей».

Google против Skype

Полномасштабный выход Google на рынок VoIP не сулит ничего хорошего Skype – компании, которая раньше практически безраздельно властвовала в сфере интернет-телефонии.

«Google и Skype – прямые конкуренты, - пояснил Свириденко. – У Skype в мире уже есть 600 млн пользователей, которые в силу инертности потребительских предпочтений не станут быстро расставаться с устраивающими их сервисами от Skype. Но 600 млн – это далеко не весь интернет. Google вполне способен быстро оттянуть на себя ту часть потенциальных потребителей, которые давно пользуются Google-услугами. Кроме того, Skype исторически не очень силён в корпоративном сегменте, а это основной источник получения дохода от услуг в области связи. В более далекой перспективе Google способен оттягивать на себя пользователей Skype, предлагая интегрированные сервисы, а не просто отдельный VoIP».

В пользу Google работает в числе прочего техническая организация сервиса Voice.

«Недостаток Skype -- использование закрытого протокола, что не представляет проблем для частных пользователей, но может стать проблемой в корпоративной среде, - считает Салов. – В первую очередь, по причинам норм корпоративной безопасности. Google же в своем коммуникаторе Google Talk использует открытый протокол XMPP, который широко распространен и позволяет общаться пользователям из разных систем. Поэтому масштабная популяризация Google Apps с новыми функциями – вопрос времени. А значит, потери части клиентской базы Skype неизбежны».

Skype под крышей Cisco

После анонса Google в сети стали активно муссироваться слухи о возможной покупке Skype компанией Cisco. Опрошенные Infox.ru специалисты считают их вполне вероятными.

«Для бизнеса Skype свойственны две основные проблемы – очень низкий процент коммерческих пользователей и маленькие доходы на общее количество пользователей, а также на редкость слабые и неудачные попытки выйти из Skype в бизнес-сегмент, -- пояснил Сергей Рыжиков. – Союз с Cisco мог бы устранить эти проблемы и существенно усилить позиции обоих компаний. Союз также выгоден Cisco, который имеет сильнейшие позиции в корпоративном сегменте и крайне слаба в сегменте конечного пользователя. Очень перспективный и интересный союз».

«Если это произойдёт, это будет очередное громкое событие на рынке слияний и поглощений в мировой ИКТ-индустрии, - добавил Андрей Свириденко. – Ведь, как поставщик коммуникационных решений, Cisco крайне сильна и в корпоративном сегменте, и при работе с операторами связи. Skype, в силу своей Р2Р архитектуры, не любят системные администраторы. Переход под крыло Cisco может дать Skype серьёзную прибавку в лояльности корпоративных потребителей и, если будет выпущено решение, базирующееся на серверной архитектуре, козыри в конкурентной борьбе с Google. "Крыша" Cisco прибавит Skype мощи и скорости и даст доступ к новым ресурсам».

Полная версия