Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

У социальных сетей появятся конкуренты

Сомнения скептиков в коммерческом успехе социальных сетей и всего Web 2.0 в целом находят все новые подтверждения. В условиях финансового кризиса дорогостоящий интернет-стартап с массой бесплатных сервисов и неясными коммерческими перспективами невольно заставляет проводить параллели с крахом доткомов, случившимся в начале 2000-х. Однако для Web 2.0 не все еще потеряно: социальные многопользовательские игры вполне способны не только развлекать, но и приносить своим создателям немалые деньги.

Не близнецы, но братья

Многопользовательские онлайн-игры и социальные сети с самого начала своего существования имели всего одну очень важную общую черту: возможность создания коммуникации между пользователями.

«Любая онлайн-игра -- это и есть социальная MMO, -- поясняет Мария Дмитриева, менеджер по развитию бизнеса холдинга Astrum Online Entertainment. -- Потому что люди выходят в интернет и начинают играть в игры в тот момент, когда им хотя бы немного хочется общения. Просто в некоторых онлайн-играх эта составляющая больше, а в некоторых -- меньше».

Одно из отличий между онлайновыми играми и социальными сетями заключается в том, что первые ограничивают коммуникации между пользователями внутриигровыми чатами и совместном участии в игровых событиях, а социальные сети, напротив, дают пользователям массу способов связи, начиная от встроенного клиента для обмена мгновенными сообщениями и заканчивая возможностью комментировать и оценивать другие текстовые, фото- и видеопубликации других пользователей. Однако количество развлечений, которые готовы предоставить пользователю социальные сети в чистом виде, ограничено (подробнее об этом -- в нашем видеосюжете), и потому существует большая вероятность снижения интереса к социальным сетям.

Еще одна проблема социальных сетей, ставшая особенно заметной с началом финансового кризиса, -- сомнительность коммерческого смысла их существования. Еще полгода назад инвестирование в Web 2.0-проекты считалось модным и перспективным занятием, однако с началом финансовых проблем в мировой экономике инвесторский пыл заметно охладел, и встал другой вопрос -- как вернуть деньги, вложенные в социальную сеть, и можно ли вообще на ней заработать.

Здесь необходимо отметить, что онлайновые игры в большинстве своем надежно застрахованы и от снижения пользовательского интереса, и от финансовых неудач.

Свободная игра

Модели игрыСуществует три основных коммерческих модели онлайн-игр: клиентские с абонентской платой, клиентские условно-бесплатные и браузерные free-to-play игры.
К концу прошлого года около 60% процентов рынка онлайн-развлечений в России занимали браузерные игры, построенные по модели free-to-play. При этом около 90% российских PC-игроков постоянно играют в ту или иную браузерку. Суммарные ежемесячные платежи в одной из самых популярных российских браузерных игр «Бойцовский клуб» в 2008 году составили около $1,2 млн. Учитывая тот факт, что в среднем создание браузерной игры обходится где-то в $150 тыс., доходы своим создателям такие развлекательные продукты приносят неплохие. Секрет этого успеха в выборе, который предлагает пользователю игра.

«В «Пара Па Город Танцев» (танцевальная социальная MMO. -- прим. автора) можно будет очень хорошо и много потанцевать и заработать себе на костюм зеленого лося или отличную ведьминскую шляпу, а можно потратить на это реальные деньги, отправив СМС, и тогда процесс [получения игровых предметов] пойдет чуть-чуть быстрее, -- объясняет Мария Дмитриева. -- Но немного больше времени в игре -- и вы получите все это бесплатно».

Истории успеха других браузерных онлайновых игр («Бойцовский клуб», «TimeZero», «Легенда: Наследие Драконов») демонстрируют, что большое количество игроков предпочитают пользоваться платными услугами, предоставляемыми создателями игр. Именно в этом и заключается основные преимущества социальных многопользовательских игр: помимо всех основных элементов социальных сетей они предлагают пользователям простой и увлекательный игровой процесс, а инвесторам -- ясную и проверенную бизнес-модель.

Единственная проблема social MMO -- их малая распространенность в России: социальные сети все еще правят балом в массовом сегменте российского интернета. Однако ситуация изменится, если пользователям придется по вкусу социализироваться по-новому. На этот раз -- в игровом формате.

Полная версия