Top.Mail.Ru
Москва
16 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Страховые компании незаконно распространяют персональные данные

В последнее время многие автовладельцы начали жаловаться на то, что их донимают звонками страховые компании, предлагающие услуги даже тем, кто в них не нуждается.

Застраховав свой автомобиль, вы обязательно попадаете в базу данных, где содержатся сведения не только о вашем имени и названии вашего транспортного средства, но и большое количество дополнительной информации, которую граждане вовсе не хотели раскрывать кому попало. Надеясь на добропорядочность страховщика, они спокойно заполняют необходимые бумаги, внося в них персональные данные, необходимые для оформления полиса. А потом оказываются мишенью для представителей других страховых компаний, мечтающих переманить к себе чужого клиента.

Так, например, автолюбитель С., застраховавший свой «Форд» в «Первой страховой компании», был вынужден сменить номер мобильного телефона, чтобы избавитьcя от назойливых предложений недобросовестных конкурентов. Узнав, что срок полиса КАСКО заканчивается 15 июля, они уже в начале лета стали донимать С. звонками не только в рабочее время, но и поздним вечером. Предлагали очень выгодные условия страхования, не сообщая, что такая цена объясняется рядом ограничений, которые могут не позволить получить страховое возмещение в большинстве ситуаций, грозящих автомобилю и его владельцу непредвиденными расходами.

Самое удивительное, что, как только С. купил другую сим-карту, ему стали звонить по новому номеру. Кроме того, звонки стали поступать и на домашний телефон, который вообще не был указан в страховом полисе, так как его установили совсем недавно.

Другой автовладелец оказался в еще более незавидном положении. Застраховав свою «Мазду» в «Росгосстрахе», Д. попал в аварию и получил по КАСКО все, что ему причиталось. После этого ни о каком переходе в другую страховую компанию Д. и слышать не хотел. И благополучно перестраховал машину еще на год. Буквально на следующий день на него обрушился шквал звонков. Причем предлагали не только КАСКО, но и ОСАГО по каким-то смешным ценам. И заодно страхование жизни, здоровья и жилья, тоже весьма привлекательное на первый взгляд.

А владелице автомашины «Пежо» Т. стали звонить в тот самый день, когда страховая компания, где она оформила КАСКО (название компании не будем называть по понятным причинам), получила предупреждение от Службы страхового надзора. Незнакомые дилеры ласково упрекали Т., связавшуюся, как они утверждали, с такой ненадежной компанией, и советовали ей немедленно отказаться от полиса, так как этот страховщик в любой момент «может сыграть в ящик».

Обратившись за советом к специалистам, Т. выяснила, что ее страховщик не только не собирается объявлять себя банкротом, но, напротив, занимает весьма достойное место в рейтинге российских страховых компаний.

Отвлекаясь от автомобильной темы, следует добавить, что многие москвичи получают по почте уже готовые полисы страхования жилища, которые нужно только оплатить, чтобы стать клиентом той или иной страховой компании. Естественно, все данные о своем потенциальном клиенте компания уже внесла не только в данный документ, но и в свою компьютерную базу.

О том, кто продает персональные сведения, содержащиеся в вашем договоре страхования, можно только догадываться. Скорее всего, на этом зарабатывают сами служащие страховых компаний, имеющие доступ к базам данных. Однако многие из них предпочитают оставаться в тени, понимая, что нарушают закон. Зато легко вычисляются те страховые агенты и дилеры, которые донимают вас своими звонками. Достаточно написать одну жалобу, чтобы Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) заинтересовалась вашим случаем.

Роскомнадзор – это федеральный орган исполнительной власти России (он находится в ведении Минкомсвязи России), которому, в частности, поручен надзор за соответствием обработки персональных данных граждан РФ требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных (ПДн). «Существует огромное количество сайтов и информационных ресурсов, где публикуется персональная информация о каждом из нас, вплоть до места работы», – признает руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников. Он также добавил, что базы персональных данных, которые можно увидеть в продаже, в том числе и в интернете, "сформировались на базе тех баз, которыми располагают госорганы». Это означает, что «нашлось лицо, которое совершило преступление, выкрало и опубликовало эти сведения».

Выход из сложившейся ситуации руководитель Роскомнадзора видит в ограничении сбора информации о гражданах операторами ПДн. «Нужно не усложнять системы защиты, а минимизировать сбор данных», – уверен он. Кроме того, такой подход, по мнению С. Ситникова, позволит сэкономить средства, ведь создание эффективной системы защиты персональных данных -- весьма дорогостоящее мероприятие.

Глава федеральной службы также считает необходимым принятие отраслевых нормативов по защите ПДн. Наконец, С. Ситников предлагает увеличивать штрафы за нарушение закона о персональных данных. «Они должны быть соизмеримы с общественной угрозой», – отметил он и тут же заметил, что в некоторых странах штрафы так велики, что могут грозить нарушителям потерей бизнеса.

Однако и сейчас Роскомнадзор может принять меры, позволяющие защитить ваши права. Роскомнадзор обладает возможностью принять решение по приостановлению или полному прекращению работы информационной системы по обработке ПДн, обращаться в суд с иском в защиту прав граждан, чьи данные обрабатывались с нарушением закона, и представлять их интересы в рамках судебного процесса. Кроме того, Роскомнадзор имеет право инициировать отзыв лицензии у оператора ПДн и даже обращаться в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении ответственных лиц к уголовной и административной ответственности.

Так что попытайтесь разузнать как можно больше о том страховом агенте, который донимает вас своими звонками. Можете даже сделать вид, что вас заинтересовало его предложение. И сразу же сообщите о звонившем в Роскомнадзор. Нетрудно предположить, что чем больше россиян начнут жаловаться на нарушение правил обработки их ПДн, тем меньше останется желающих погреть руки на автолюбителях, плохо знающих законодательство, но прекрасно осведомленных о своей обязанности иметь полис ОСАГО и нередко желающих добровольно оформить на свою машину еще и КАСКО.

Полная версия