Москва
4 июня ‘20
Четверг

«Невский экспресс» не был рассчитан на взрыв

Разбившиеся вагоны поезда № 166 «Невский экспресс» были технически исправны и полностью соответствовали существующим техническим требованиям, однако их не испытывали на прочность при столкновении. Конструкторы утверждают, что это бы не спасло: во время последней трагедии на огромной скорости один из вагонов перевернулся через голову. Вскоре «Невский экспресс» вообще снимут с направления Москва--Санкт-Петербург.

Разбившиеся вагоны поезда № 166 «Невский экспресс» были технически исправны, однако в будущем их снимут с направления Москва--Санкт-Петербург.

Вагоны «Невского экспресса» были сертифицированы в 2006 году и «полностью соответствовали нормам безопасности». Эту информацию Infox.ru подтвердили в ОАО «Тверской вагоностроительный завод», на котором разбившиеся вагоны были построены.

«Вагоны «Невского экспресса» соответствовали ГОСТу, -- рассказал Infox.ru заместитель главного конструктора ОАО «Тверской вагоностроительный завод» Олег Кравченко. -- Они прошли все необходимые испытания в штатных ситуациях».

Вагоны тестируют на сжатие и растяжение, которые возникают в ходе эксплуатации вагона. Их проверяют на устойчивость к статичным нагрузкам. Существуют и ударные испытания. Оторвавшиеся вагоны, например, были оборудованы элементами пассивной защиты. Однако в случае «Невского экспресса» они были бессильны.

Вагоны рассчитаны на удар 250 т в сцепное устройство при грубой сцепке вагонов. Это соответствует удару в неподвижное препятствие на скорости 13 км/ч. Никаких краш-тестов и испытаний на воздействие взрывной волны вагоны и локомотивы не проходят.

«Во всем мире для этого пользуются математическими расчетами и моделированием, -- объяснил Кравченко. -- Никто вагоны о бетонные стены не разбивает. Но нештатные ситуации потому и нештатные, что их невозможно просчитать. Сегодня мы рассчитаем ситуацию, которая возникла при закладке 7 кг взрывчатки, а завтра террористы заложат 70 кг, и все наши расчеты будут бесполезны. Можно просчитать последствия при лобовом столкновении поездов, но предугадать, что на состав упадет самолет, нельзя. Хотя в Перми Boeing рухнул прямо на железнодорожное полотно. Но еще раз повторяю, все вагоны соответствовали требованиям технического сертификата для пассажирских вагонов».

Как уверяют эксперты, российские стандарты в этой сфере жестче, чем заграничные. Корпуса оторвавшихся вагонов сохранили форму и продемонстрировали свою надежность конструкции. Однако внутри вагонов сорвало с мест все закрепленные детали: кресла, багажные полки, двери. Стоит отметить, что в техрегламенте не прописано, какими должны быть крепежи, какую нагрузку они должны выдерживать, так что формально никаких претензий к железнодорожникам быть не может.

На креплениях сэкономили

Председатель Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников Евгений Куликов считает, что это следствие проводимой ОАО РЖД политики получения прибыли.

«При движении поездов со скоростью более 200 км/ч должны быть усилены крепления сидений, багажных полок и прочих потенциально опасных деталей вагона, -- заявил Infox.ru Куликов. -- В данном случае на них сэкономили, крепления были ненадежные, что, несомненно, повлияло на количество жертв. В ОАО РЖД целенаправленно проводится политика «оптимизации расходов» с целью получения прибылей, так что подобный факт меня не удивляет. Например, сокращения коснулись и обходчиков путей. От них начали избавляться еще в бытность МПС, а в РЖД эту политику продолжили. В настоящее время профессиональных обходчиков в РЖД практически нет».

Однако вагоностроители утверждают, что дело не в браке и халатности, а в конкретной ситуации. Они напоминают, что «Невский экспресс» доказал свою жизнеспособность два года назад. Напомним, что 13 августа 2007 года в результате теракта «Невский экспресс» на скорости 192 км/ч сошел с рельсов, три вагона завалились набок, однако никто не погиб.

На этот раз ключевыми факторами были скорость поезда и количество взрывчатки.

«По нашим подсчетам, нагрузки при сходе были запредельные, -- утверждает Кравченко. -- Судя по всему, один из вагонов перевернулся через голову. Длина вагона -- 25 м. Много вы знаете людей, которые выживают при падении с такой высоты? Не забудьте про ускорение, и вы поймете, чем вызвано такое количество жертв».

После аварии появились предположения, что, если бы пассажиры были пристегнуты, жертв было бы на порядок меньше. Однако зарубежные скоростные поезда, развивающие большую скорость, чем «Невский экспресс», также не оборудованы такими элементами, утверждают эксперты.

«Ни японские, ни французские скоростные поезда ремнями безопасности не оборудованы, -- рассказал Олег Кравченко. -- Поезд ведь совершает остановки, люди входят, выходят. Пассажиры посещают вагон-ресторан, туалет. Им что, по четыре-пять часов сидеть пристегнутыми?»

Кроме того, выяснилось, что аптечки в российских поездах не рассчитаны на массовое травмирование людей.

«Состав аптечки определен санитарными правилами на железнодорожном транспорте, которые утверждены Роспотребнадзором, и имеет один жгут, шесть бинтов, различный йод, -- заявил на «Эхе Москвы» вице-президент РЖД, глава Федеральной пассажирской дирекции Михаил Акулов. -- Это немало для оказания текущей помощи. Такое массовое травмирование пассажиров -- это уже чрезвычайная ситуация, реагирование на которую должно осуществляться и осуществлялось всей системой предупреждения чрезвычайных ситуаций».

Как бы то ни было, «Невский экспресс» вскоре будет списан с маршрута Москва--Санкт-Петербург. «Вагоны будут сниматься с рейса при запуске в коммерческую эксплуатацию поезда «Сапсан», -- сообщил Михаил Акулов. -- «Невский экспресс» будет ходить на других участках, с более низкими скоростями».

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия