Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

СКП расследует посадку на заброшенный аэродром

СКП начал проверку обстоятельств аварийной посадки Ту-154 в республике Коми. Предварительной причиной посадки инцидента была названа неисправность электрооборудования. Транспортная прокуратура проводит проверку. Эксперты называют посадку «тяжелым случаем» и предлагают раздать ордена экипажу.

Самолет Ту-154М авиакомпании «Алроса», на борту которого находились 72 пассажира и девять членов экипажа, совершил вынужденную посадку в 130 километрах от Ухты на заброшенном военном аэродроме под Ижмой вчера утром. Самолет выполнял рейс между аэропортами «Полярный» в Якутии и «Домодедово» в Москве. Через три с половиной часа полета, около пяти часов утра, летчикам чудом удалось посадить лайнер на полосу, не подготовленную для приема тяжелых машин. Длины полосы не хватило для полного торможения самолета, и он проехал еще 180 метров по тайге, срезая крыльями деревья.

При посадке никто из находившихся на борту не пострадал. Все пассажиры доставлены в Москву. От контакта самолета с деревьями незначительно повреждены закрылки левого и две силовые установки, повреждены стойки шасси и трубопроводы тормозной системы.

Северо-Западная транспортная прокуратура проводит доследственную проверку авиационного инцидента. На месте ЧП продолжают работу следственные группы.

«Проведен осмотр места происшествия и самолета. Опрошены часть пассажиров, очевидцы происшествия из числа местных жителей и командир экипажа. Сегодня будет проводиться дополнительный осмотр места происшествия с привлечением представителей комиссии Росавиации. По результатам проверки следствием будет принято процессуальное решение», -- говорится в сообщении СКП РФ.

Согласно предварительной версии, причиной аварийной посадки лайнера назван отказ навигационного оборудования и системы электропитания.

«По предварительным данным, вынужденная посадка самолета произведена по причине неисправности электрооборудования самолета в воздушном пространстве. При приземлении самолет вышел за пределы взлетно-посадочной полосы по причине недостаточности ее длины (1300 метров). Корпус самолета получил механические повреждения», -- говорится на сайте прокуратуры Пермской области.

В Росавиации сообщили, что в полете на высоте 10,6 тыс. м произошел отказ системы электропитания, который привел к отказам других систем, в том числе критически важных в условиях полета. Экипаж принял решение снизиться и перейти на визуальное управление.

После снижения на высоту 3 тысяч метров сработала сигнализация аварийного остатка топлива. До Москвы оставалось лететь более 2 часов. Топливо заканчивалось, поскольку перестали работать электронасосы перекачки топлива в расходный бак. Экипаж решил произвести вынужденную посадку в аэропорту «Ижма», длина взлетно-посадочной полосы которого не приспособлена для тяжелых воздушных судов типа Ту-154.

Заход на посадку осуществлялся на повышенной скорости из-за того, что были отключены электроприводы механизации крыла, и экипажу не удалось выпустить закрылки и предкрылки. Самолет приземлился с третьей попытки и выкатился на 180 м за пределы ВПП.

Уникальный случай

По словам авиаэкспертов, посадка Ту-154 под Ижмой войдет в историю российских авиаперевозок. Еще не было случаев посадки самолета Ту-154 на неприспособленный для этих целей аэродром.

«Я летал на Ту-154, этот случай уникальный, такой практики посадки Ту-154 не было до сих пор, чтобы посадить лайнер на площадку, не подготовленную для таких воздушных линий. Никто в здравом уме не будет садиться. Такой риск, это было бы безумием. Никто раньше так не садился, им повезло, что деревья были небольшие. Если бы были деревья крупнее, у них бы крылья поотрывало. При этом и лететь дальше до Ухты они, по имеющейся информации, не могли», -- сообщил Infox.ru помощник председателя профсоюза летного состава России Игорь Ободков.

По некоторым данным, пилоты бы до Ухты просто не дотянули. Вскоре после отказа трех генераторов остановились топливные электронасосы. Горючее продолжало поступать самотеком и, по оценкам экспертов, его запаса хватило бы на 20-30 минут.

«Расход на эшелоне у них пять тонн. У них оставалось в пределах тридцати минут», -- рассказал Игорь Ободков.

По мнению эксперта, Ту-154 теперь может остаться навсегда на месте посадки. Взлетно-посадочная полоса там слишком короткая и подняться в воздух самостоятельно самолет не сумеет.

«Я считаю, что самолет вернуть в эксплуатацию нереально, он 49 тонн весит, никаким вертолетом его не вывезти. А взлететь самостоятельно с этой взлетной полосы он не сможет. Таких случаев много бывает, когда самолет садится не там, где надо, и остается. Возможно, его смогут поднять в воздух зимой, но опять же для этого необходимо провести текущий ремонт всех агрегатов самолета на месте посадки, а это трудноосуществимо», -- считает Игорь Ободков.

Либо орден, либо голова с плеч

На авиационном форуме «Форумавиа» участники предполагают, что в воздухе мог «начудить» бортинженер Ту-154. Отказали три основных и четвертый запасной генератор, произошла разрядка аккумулятора, которую впоследствии определили уже по отказу навигационного оборудования и связи. В этих условиях самолет пришлось сажать только на гидравлике с ручным управлением.

Пилоты резюмируют, что экипаж сработал профессионально. Ту-154 сел на неподготовленную полосу без пострадавших среди пассажиров, без сильных повреждений лайнера и с минимальным выкатом за пределы взлетно-посадочной полосы.

«Случай тяжёлый. Посадка на недействующий аэродром. Считай, что в чистое поле. Будешь тут в стрессовой ситуации. Теперь только два варианта. Либо орден, либо голова с плеч. Но очевидно бортинженеру не поздоровится. Остались без основного источника, резервного и аварийного. Пойду открою РЛЭ, как так смогли?» - изумляется участник форума.

Полная версия