Москва
21 августа ‘19
Среда

Метро внедряет собачий газоанализатор

В апреле на станции метро «Белорусская» не будет проводиться эксперимент по установке газоанализаторов, улавливающих испарения от взрывчатки. В лучшем случае они появятся только в июле. Разработчики российских газоанализаторов отмечают, что их уникальные приборы не пригодны для метрополитена без модернизации. Имеющиеся в продаже другие датчики, по экспертным оценкам, могут стоить подземке до $100 млн. Выделенных ранее 2 млрд рублей хватило только на видеокамеры на станциях и в вагонах Замоскворецкой, Сокольнической и Кольцевой линии. Начальник подземки надеется, что ситуацию спасут 400 собак.

Первые газоанализаторы, которые фиксируют испарения взрывчатых веществ, не появятся в апреле этого года на станции метро «Белорусская»-кольцевая. Как объяснили Infox.ru в пресс-службе столичного метрополитена, недавнее заявление руководителя московского метро Дмитрия Гаева журналисты неверно истолковали.

По словам представителей московской подземки, пока принято лишь принципиальное решение об установке подобных систем в метро. Однако на их разработку и согласование потребуется еще три-четыре месяца. Только после этого начнутся эксперименты по установке датчиков в метро, в том числе на станции «Белорусская».

Путаница произошла после того, как 31 марта президент России подписал указ о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Если говорить вкратце, то в течение года, до 31 марта 2011 года, наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства должны быть оснащены специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства.

Безопасное таблоНаиболее реально в обозримом будущем выглядит идея Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), которая внедряется в России уже три года.
В тот же день начальник метрополитена и глава МЧС России заговорили об установке первых газоанализаторов. Появились сообщения, что пилотный проект уже вовсю работает. Дмитрий Гаев в эфире «Эхо Москвы» сообщил, что проект по оборудованию систем метрополитена газоанализаторами стартовал еще осенью прошлого года, с того времени закуплено и смонтировано оборудование. «На следующей неделе будут проходить испытания. Если они покажут свою жизнеспособность, мы растиражируем ее на других станциях метрополитена», -- добавил тогда Гаев. Однако когда в пресс-службу метрополитена стали поступать запросы от журналистов о том, как идет эксперимент, оказалось, что газоанализаторов нет, они появятся на «Белорусской» в лучшем случае к июлю этого года.

Запах бомбы

Пока неясно, как газоанализаторы будут работать в метро, и насколько велика их эффективность. «Технологии обнаружения взрывчатых веществ действуют давно, и такие приборы довольно эффективны, -- считает руководитель научно-технического центра «Взрывоустойчивость» доктор технических наук Адольф Мишуев. -- Примение собак, газоанализаторов и других мер, все это будет сейчас интенсивно внедряться. Это существенно повысит безопасность метрополитена. Над уровнем надежности устройств работают специалисты».

В то же время, как рассказал Infox.ru Адольф Мишуев, даже газоанализаторы и специально обученные собаки не дают 100-процентной гарантии от теракта. Те же испарения взрывчатки блокируются с помощью герметичной пленки. Но это вечная история меча и щита, снаряда и брони, отметил профессор.

Помимо газоанализаторов возможно использование специальных рентгеновских аппаратов и традиционных металлоискателей. Но рамки-детекторы пригодны лишь для того, чтобы реагировать на металл, которого в бомбе может и не быть. Рентген-установки могут только определять геометрические размеры и форму предметов в чемодане. Отличить кусок мыла от брикета тротила они не в состоянии. Кроме того, от идеи рамочных металлодетекторов отказались и московские власти, и руководство столичного метро: пассажиропоток в метро слишком велик.

В зависимости от параметров стоимость одного рамочного газоанализатора составляет от $20 тыс. до $150 тыс. В московском метро 180 станций. Чтобы оборудовать все станции такими датчиками (по две на каждый вход и выход), потребуется около $100 млн. Во сколько обойдется нынешняя инициатива с газоанализаторами, можно будет узнать через четыре месяца, когда будет закончена разработка концепции президентского указа о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Пока не решен даже вопрос, у кого закупать эти приборы.

Радиоактивная СОВА

В настоящее время есть разработка ученых из ЦНИИ им. А. Н. Крылова в Санкт-Петербурге – «Система обнаружения взрывчатки автоматическая» (СОВА). Прибор настроен на распознание большого количества азота – он входит во все взрывчатые вещества. Однако такая установка проверяет только багаж, но никак не его владельца.

«Багаж или любой другой предмет проходит через прибор, -- объяснил Infox.ru доктор технических наук, заместитель начальника отделения радиационной и экологической безопасности Института им. Крылова Станислав Рубанов. -- Я не знаю о существовании в России другого подобного прибора, способного на этих принципах и дистанционно сканировать объект. Стоит отметить, что наш прибор, через который пропускают подозрительный предмет, радиоактивен. Излучения, используемые в нашей установке, губительны для человека, поэтому облучение человека недопустимо. Кроме того, мы не можем принять окончательное решение о том, что это взрывчатое вещество. Мы говорим о том, что есть предмет, упаковка, в которой есть вещество с повышенной концентрацией азота, а дальше принять решение должен человек. Дело в том, что азот, содержащийся во взрывчатке, есть и в обычной колбасе».

По мнению Станислава Рубанова, в метро применение прибора СОВА внушительных размеров невозможно и бессмысленно из-за слишком большого пассажиропотока и скорости прохождения через турникет. Правда, некоторые эксперты предлагают для сканирования использовать поверхность эскалаторов, но пока никто в мире подобных технологий не использовал.

Между тем за шесть лет существования уникальной разработки питерских ученых прибором СОВА заинтересовались лишь владельцы аэропорта Пулково и китайские предприниматели. «Теперь подождем, когда китайцы научатся делать свои детекторы, и будем закупать у них», -- грустно шутит Станислав Рубанов.

Золотая жила терроризма

Эксперты не исключают, что все объявленные 31 марта инициативы так и могут остаться лишь декларациями о намерениях. Основания для подобных опасений есть. Шесть лет назад, после взрыва поезда на станции «Автозаводская» в феврале 2004 года, уже делались громкие заявления: на каждой станции Московского метрополитена планировали установить металлоискатели, а в каждом вестибюле и в тоннеле -- датчики газа и взрывчатки.

Так, начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев, в частности, заявлял, что в 2004 году на обеспечение безопасности в метрополитене будет затрачено около 6 млрд руб. В марте 2004 года мэр Москвы и Министерство транспорта и связи обратились за финансовой поддержкой к федеральным властям. Комитет Госдумы по безопасности поддержал это обращение, в результате на программу по безопасности планировалось потратить еще 2,5 млрд руб.

За шесть лет вагоны метро частично оснастили камерами наблюдения (они установлены в 40 вагонах Замоскворецкой линии, 249 вагонах Сокольнической линии, во всех вагонах Кольцевой линии), переоборудовали пункты милиции, а на станциях появились щиты экстренной связи и чугунные ящики, в которые, по задумке, должны закладываться до приезда саперов обнаруженные бомбы. От рамок металлодетекторов на входе в метро пришлось отказаться, вместо этого милиционерам раздали ручные металлодетекторы.

В сентябре 2005 года на пресс-конференции по случаю открытия станции «Деловой центр» Гаев заявил, что к 2008 году Московский метрополитен будет иметь лучшую в мире систему антитеррористической защиты. «Это система информационного обеспечения, с ее помощью можно быстро проверить те или иные подозрительные факты, которые могут угрожать безопасности метро и его пассажиров», -- заявил Гаев. Он также рассказал, что ежегодно на мероприятия по усилению безопасности на метрополитене правительство столицы выделяет около 1 млрд руб.

В настоящее время на станциях метрополитена установлены 6 тыс. видеокамер, все данные с которых стекаются в Ситуационный центр метрополитена (там информация хранится трое суток). Сотрудники милиции отслеживают изображение, вручную выбирая станцию, которую хотят посмотреть, и даже конкретную камеру из примерно 20-30 установленных на каждой станции. «Увидеть преступление в реальном времени доводится крайне редко, -- отмечает замначальника отдела оперативного реагирования Управления милиции на московском метрополитене Сергей Бисеринкин. – Но если к нам поступает сигнал с колонны экстренного вызова, установленной на станции, мы отслеживаем пути отхода нарушителя. Вычисляем его по приметам, и на выходе из метро жулика уже задерживают. Кстати, с колонн экстренного вызова поступает больше 15 тысяч сообщений в год. Не все они, правда, касаются преступлений. Чаще заблудившиеся под землей люди просто спрашивают дорогу».

Что касается других мер, то, по словам Дмитрия Гаева, сейчас метрополитену необходимо еще 300-400 собак, обученных на обнаружение взрывчатых веществ. В настоящее время, как рассказал Infox.ru директор Кинологического центра Московского метрополитена Владимир Алешкин, в метро работает 21 собака, подготовленная на обнаружение взрывчатых веществ, и семь -- на поиск наркотиков.

Мы рекомендуем

Полная версия
Установить приложение