Top.Mail.Ru
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Телескоп Swift увидел старейший объект во Вселенной

Астрономы зафиксировали следы старейшего объекта во Вселенной. Гигантский взрыв произошел всего лишь через 630 млн. лет после образования Вселенной.

23 апреля, в 11.55 по московскому времени, орбитальная гамма-обсерватория NASA Swift зафиксировала сильный гамма-всплеск длительностью десять минут. По дате обнаружения он получил кодовое название GRB 090423 (GRB обозначает Gamma Ray Burst -- гамма-всплеск). К сверхновой были мгновенно направлены «взгляды» многих обсерваторий со всего мира.

Старейший объект

Многочисленные наблюдения, начавшиеся немедленно, выяснили много интересного. В частности, несколько независимых измерений показали, что красный сдвиг найденного объекта равен 8,2. Красный сдвиг обусловлен смещением длины волны у наблюдателя по сравнению с длиной волны у источника. На основании надежного измерения величины красного сдвига астрофизики рассчитали, что объект находится на расстоянии 13,065 млрд световых лет от Земли. Столь огромное расстояние говорит о том, что вспышка произошла более 12 млрд лет назад. Если оперировать современными космологическими представлениями, тогда наша Вселенная была меньше примерно в десять раз.

Предыдущий рекорд

Гамма-всплески очень интенсивны. Именно они и позволяют фиксировать очень далекие объекты. Предыдущий рекорд фиксировали в сентябре 2008 года. Тот всплеск оказался моложе нынешнего на 190 млн лет.

А пока астрономический мир пребывает в воодушевлении. Во-первых, у ученых есть инструменты, при помощи которых можно фиксировать столь ранние и далекие события. Во-вторых, если спустя 600 млн лет после рождения Вселенной звезда умерла, значит, этому предшествовали более ранние события. И возможно, вскоре их также удастся увидеть.