Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Экипаж МКС теперь может быстро узнать, что он отравился

Теперь экипаж международной космической станции узнает, что он отравился, всего за две минуты. На МКС начались тесты прибора для проверки качества питьевой воды.

Шаттл Discovery еще не успел толком приземлиться, а на МКС уже начали работать с привезенными челноком приборами. Одна из задач -- протестировать разработанную химиками из Университета Юты (University of Utah) систему мониторинга качества воды, которую регенерируют станционные установки.

Ни капли мимо

[v1] Доставка грузов на МКС -- хлопотное и дорогостоящее мероприятие. Еще больше оно осложняется тем, что американские шаттлы с каждым разом запускать все сложнее. Именно поэтому возможность возить как можно меньше воды на орбиту очень важна.

Брать воду на станции можно лишь из замкнутой системы. В ход идет все: и моча, и влага воздуха, и вода после гигиенических процедур, и отработавшая вода из приборов. Естественно, прежде всего воду необходимо отделить от присутствующих в ней примесей. Затем уничтожить бактерии. Американская система, перерабатывающая мочу, использует для дезинфекции йод. Российская, перерабатывающая влагу воздуха, -- серебро.

Возможные проблемы

Собственно, проблем при очистке возникает две. Первая -- недостаточное для уничтожения всех бактерий количество окислителей, вторая -- избыточное. Периодически концентрация окислителей в воде превышает предельно допустимую. Именно на избыток и нацелен новый экспресс-прибор. Никаких сложных вычислений не нужно -- все построено на цветовой индикации. Достаточно шприцем взять образец воды и вколоть в прибор. Там частицы йода и серебра впитываются чувствительной поверхностью и изменяют ее цвет, а детектор фиксирует небольшие изменения желтой (для йода) и розовой окраски (для серебра). Весь анализ занимает две минуты. Весит такая лаборатория примерно 500 г и работает от четырех пальчиковых батареек.

По словам исследователей, теперь нет необходимости каждый раз отправлять воду на Землю при малейших изменениях в работе системы.

Большую сложность для ученых представляли испытания при имитации невесомости. Эксперименты проводили с помощью сил ВВС США. Во время каждого полета самолет описывал параболы 40 раз: каждый раз, когда летательный аппарат шел вниз, исследователи 30 секунд находились в состоянии, близком к невесомости, и пробовали работать со своим прибором. Оптимизация под подобные условия заняла несколько лет.

Результаты работы опубликованы в пресс-релизе университета.

Полная версия