Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Встреча с бульдозером

Приглашение на Чебоксарский тракторный завод было для меня неожиданным, я никогда не занимался тематикой специальной строительной техники. Но с другой стороны, с учетом немалого опыта в машиностроении, было любопытно посмотреть на производство бульдозеров и даже, как обещали организаторы, проехать на этой могучей технике. В общем, удалось и то и другое.

Чебоксарский тракторный завод – один из гигантов советской индустрии был запущен в 1975 году. Тогдашняя любовь к крупным формам, вполне оправданная с точки зрения советской экономики, увы, не очень соответствует нынешним экономическим реалиям и оборачивается скорее проблемами, нежели преимуществами.

Понятно, что ситуация изменилась настолько, что вернуться к выпуску того количества бульдозеров, на которое был рассчитан завод просто нереально. Поэтому предприятие идет по пути расширения ассортимента продукции. Ежегодно на производство ставится 1-2 новые модели тракторной техники. В настоящее время под брендом ЧЕТРА выпускаются не только широкая линейка бульдозеров мощностью от 150 до 590 лошадиных сил и массой от 18 до 65 тонн соответственно. Также завод выпускает трубоукладчики, экскаваторы, гусеничные вездеходы, фронтальные погрузчики. Летом на выставке СТТ-2013 был представлен концепт шарнирно-сочлененного самосвала грузоподъемностью 33,5 тонны.

Осмотр завода завершился, условно говоря, тест-драйвом . Органы управления бульдозером, естественно, далеки от привычных автомобильных. Как выяснилось, управляется современный бульдозер одной левой - рукой. Никаких старорежимных рычагов - под большим пальцем расположены кнопки переключения скоростей, а средний и указательный палец управляют кнопками поворота машины. Скоростей у бульдозера три вперед и три назад. Причем назад он едет немного быстрее. По правую руку установлены джойстики управления отвалом и рыхлителем. Есть у бульдозера и педали. Слева привычная педаль тормоза, справа педаль газа, но работающая с точностью до наоборот, при нажатии на нее происходит сброс газа. Правильно она называется педаль замедлителя и предназначена для того, чтобы не допустить резкого разгона машины, когда происходит потеря нагрузки при отсыпании грунта. Поработать с грунтом, к сожалению, не довелось, а вот управлять гусеничной машиной оказалось совсем несложно.

Если попытаться обобщить впечатления от краткого визита, то в первую очередь следует отметить приятное удивление от того, что оказывается отрасль тяжелого машиностроения, несмотря на годы разрухи, несмотря на глобальную конкуренцию, несмотря на известные сложности производства вообще чего-либо в нашей стране, остается живой, развивается, и выглядит, как минимум, небезнадежно.

Полная версия