Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Верховный суд решит судьбу ЕГЭ

Верховный суд рассмотрит вопрос законности введения ЕГЭ. Иск подали родители школьников, считающие, что в стране отсутствуют единые стандарты обучения, на которые ссылаются авторы приказа из Минобрнауки.

Верховный суд приступил к рассмотрению иска о законности приказа Минобрнауки о введении единого государственного экзамена (ЕГЭ), сообщил корреспонденту Infox.ru президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

Нет стандарта — нет ЕГЭ

Начать процесс решила инициативная группа родителей школьников. Истцы просят признать недействительным приказ министерства от 28 ноября 2008 года № 362, которым были утверждены порядок и форма государственной аттестации в виде ЕГЭ. Родителям показался противозаконным п. 9 этого приказа, гласящий, что экзамен проводится с использованием заданий стандартизированной формы. По мнению обратившихся в суд, таких стандартов нет.

«Мы не против ЕГЭ вообще, мы против того, как он проводится», — заявили истцы. Сергей Комков заявил в суде, что в настоящее время «одни дети обучаются по одним программам, другие — по другим, а сдавать будут вообще по третьим, которые, возможно, даже не изучали».

Президент фонда образования полагает, что приказ Минобрнауки обязательно будет отменен. По его словам, представители министерства на сегодняшнем заседании не смогли предоставить достойных аргументов в защиту своей позиции. Ответчики «апеллировали старыми параметрами, ссылаясь на компоненты ФГОСа, ныне нелегитимные», рассказал Комков Infox.ru. Суд заинтересовал вопрос, что ожидают ответчики в случае отмены ЕГЭ. Представитель родителей Галина Воронова заявила, что они совершенно не переживают и не боятся других видов испытаний для своих детей.

Следующее заседание по иску назначено на 15 мая. Не исключено, что в этот же день суд вынесет по нему решение.

Судебные тяжбы

Комков уже не раз называл девятый пункт приказа Минобрнауки законодательной ошибкой. «Двоечники из Минюста сами не знают, что утверждают», -- говорил он. Действительно, разработка стандарта началась еще в 1992 году. С того времени эксперты создали множество концепций будущего единого подхода, но ни одна из них так и не была принята, потому что по российскому законодательству, чтобы принять ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), необходимо сначала разработать и принять закон об образовательных стандартах, а он вступил в силу только в декабре 2007 года.

Итоговую аттестацию связывает с несуществующим ФГОСом не только положение, но и закон «Об образовании». В п. 4.1 ст. 15 закона сообщается, что ЕГЭ проверяет «уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». По мнению специалистов, из-за этого возникает парадоксальная правовая ситуация: выпускники учебного года-2008/09 должны будут на выходе из школы соответствовать неким требованиям, которые сейчас, когда им осталось всего полгода учебы, еще не сформулированы. Комков считает, что при таком раскладе любой учащийся может после сдачи экзамена оспорить правомерность ЕГЭ и его результаты в суде.

Ранее аналогичную жалобу Комков и согласные с ним родители учеников подавали в Конституционный суд. В заявлении они ссылались на 21-ю статью Конституции, которая запрещает проводить эксперименты над гражданами России без их согласия. Суд принял иск к рассмотрению, но ни одно процессуальное заседание еще не состоялось. Сейчас решается вопрос о том, когда начнется рассмотрение дела по существу.

А в 2007 году Всероссийский фонд образования подавал жалобу в Верховный суд с требованием отменить приказ Рособрнадзора № 14 о зачислении в вузы только на основании ЕГЭ. Тогда жалоба не была рассмотрена по процессуальным основаниям: суд посчитал, что фонд не вправе выступать от имени неограниченного круга лиц.

Полная версия