Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Минюст отводит заключенных от лишения свободы

Минюст считает необходимым реформировать пенитенциарную систему, поскольку сейчас обеспечение безопасности исправительных учреждений дается ценой «искалеченной психики» заключенных. Такое заявление в понедельник на заседании коллегии ведомства сделал министр юстиции Александр Коновалов. Судя по докладу главы ведомства, для уменьшения преступлений со стороны самих сотрудников ФСИН в отношении заключенных необходимо сократить количество осужденных на лишение свободы.

Минюст меняет тактику пенитенциарной системы. По словам министра юстиции Александра Коновалова, нынешняя система службы исполнения наказаний -- контрпродуктивна. По его мнению, обеспечение безопасности исправительных учреждений дается ценой искалеченной психики и социальной деформации людей. На коллегии министерства в понедельник Коновалов рассказал, какие реформы ждут службу исполнения наказаний. Основные направления деятельности, судя по программному докладу министра, -- это ресоциализация (то есть повторная социализация) заключенных, отдельное содержание «новичков» и рецидивистов, назначение альтернативных видов наказания.

Касательно способов избежать преступлений со стороны сотрудников ФСИН в отношении подсудимых и осужденных Коновалов сказал, что одна из важных задач -- уменьшить число лиц, содержащихся под стражей до приговора, и расширить применение наказаний, не связанных с лишением свободы.

«Чувствительный залог»

Сейчас Министерство юстиции разрабатывает законопроекты, направленные на сокращение возможностей назначать в качестве меры пресечения содержание под стражей. По словам Коновалова, арестовывать следует только обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях, и то только в тех случаях, когда избрать иную меру пресечения не представляется возможным.

Минюст разработал предложения, расширяющие возможности назначения залога в качестве меры пресечения. Сейчас такая возможность уже существует, но используется не так часто: в 2009 году, по данным Верховного суда, под залог было освобождено около 1000 подсудимых.

В качестве залога, по предположению Минюста, смогут приниматься не только деньги, но и движимое и недвижимое имущество подсудимого, а также имущественные права. В любом случае, считает министр, размер залога должен зависеть от доходов подсудимого -- чтобы он был достаточно «чувствительным». Применяться залог может к любым статьям Уголовного кодекса. Причем в будущем, возможно, любое лицо сможет напрямую обратиться в суд с просьбой назначить подсудимому залог в качестве меры пресечения. Законопроект Минюста готов, но когда он будет внесен в Госдуму, неизвестно.

Принудительные работы для улучшения инвестиционного климата

В работе министерства также наблюдается направление на смягчение Уголовного кодекса. Коновалов рассказал, что Минюст подготовил ряд законопроектов по внесению изменений в Уголовный и Административный кодексы РФ. Эти поправки, по его словам, направлены на декриминализацию некоторых составов преступлений и введение административной преюдиции -- принципа, по которому за первое преступление следует административное наказание, за рецидивы -- уголовное.

Ряд инициатив министерства направлен на расширение спектра наказаний, не связанных с лишением свободы. Коновалов напомнил о введении в январе этого года «ограничения свободы» -- нового вида наказания, которое осужденный отбывает дома с выполнением ряда ограничений, касающихся смены работы, места жительства, посещения общественных мест и выходом на улицу в определенное время суток.

Другой вид наказания, альтернативный заключению под стражу, -- это исправительные работы. Сейчас они применяются только для тех, кто не трудоустроен. Для них подыскивается занятие, а часть заработной платы отходит государству. Коновалов предложил применять этот вид наказания также к трудоустроенным преступникам, чтобы они выплачивали часть зарплаты, в виде растянутого по времени штрафа.

Кроме того, Александр Коновалов предложил вернуть в Уголовный кодекс принудительные работы. Принцип, напомнил министр, в том, что осужденный направляется в место, отличное от его места проживания с назначением на работу, от выполнения которой он не может отказаться. Такой вид наказания существовал в советском УК. По предположению Коновалова, если его вернуть, он может назначаться как более мягкое наказание, чем лишение свободы. «Есть предложение, чтобы дислокация таких спецкоммендатур тяготела к востребованным инвестиционным проектам», -- добавил министр Юстиции.

Контроль за ФСИН

Понятно, что во всех случаях назначить наказания, не связанные с лишением свободы, невозможно. В случаях, когда лишение свободы неизбежно, Минюст также предлагает ряд изменений. Во-первых, по мнению Коновалова, должна прекратить существование система исправительных лагерей. Осужденные за более легкие преступления должны отправляться в колонию-поселение, за более тяжкие -- в тюрьму.

В тюрьмах проще следить не только за заключенными, но и за сотрудниками ФСИН. «Когда они будут находиться в тюрьмах под наблюдением видеокамер, а дверь в камеру будет открываться центральным замком, тогда будет довольно сложно совершать такие правонарушения», -- прокомментировал пытки заключенных сотрудниками Петербургского УФСИН Александр Коновалов.

Другая инициатива Минюста -- упразднения «секций дисциплины и порядка». Эти структуры, созданные в местах лишения свободы, направлены на самоорганизацию заключенных. Но по факту они часто приводят к тому, что сотрудники ФСИН используют активистов таких секций для давления на остальных заключенных. Коновалов заявил, что структура секций в последние годы сделала себя недопустимой. «Нельзя будет разделять заключенных на касты, давать одним преимущества или власть над другими», -- заявил министр.

Кроме того, по словам министра, сейчас реализуется принцип раздельного содержания осужденных впервые и рецидивистов. «Такая норма существует давно, но только сейчас она начала активно использоваться», -- пояснил министр.

Хорошие, средние и плохие меры

Эксперты и правозащитники неоднозначно оценивают инициативы Минюста. Впрочем, по поводу «секций дисциплины и порядка» мнение экспертов сходятся: этот институт необходимо упразднить. Адвокат Генри Резник назвал его «абсолютно отрицательным явлением». Он пояснил свою мысль тем, что «секции выполняли функции внутренней администрации». «Туда пробирались авторитетные зэки. По отношению к другим заключенным они применяли те методы, с которыми, казалось бы, должны бороться. Это были и избиения, и вымогательства, и прочее», -- рассказал Резник.

Бывшая судья Конституционного суда Тамара Морщакова назвала эти организации незаконными. «Функции администрации на подразделения, в которых работают заключенные, передаваться не должны. Если это будет устранено, значит, мы будем в этом отношении наконец выполнять требования закона», -- считает Морщакова.

А вот второе предложение Минюста -- устранение исправительных лагерей -- подобного единодушия не вызывает. Правозащитник Лев Пономарев высказал опасение, что при переводе заключенных из этих учреждений в тюрьмы и колонии-поселения большую часть определят именно в тюрьмы -- на более тяжелые условия наказания. «Колонии находятся в более или менее открытой зоне. Если избили одного заключенного, другие видят и сообщают на волю с помощью мобильных телефонов. А когда все разведены по камерам, можно делать что угодно -- и никто ничего не услышит и не увидит», -- считает Пономорев.

По мнению Генри Резника, идея с упразднением исправительных лагерей хорошая, так как она будет препятствовать «взаимной заражаемости» разных категорий преступников, которые сейчас содержатся в таких учреждениях. Но вот с ее реализацией могут возникнуть проблемы. В первую очередь -- финансовые. «У нас фактически две тюрьмы на всю Россию, -- объяснил Резник. -- Если строить тюрьмы, надо создавать их в соответствии с нынешними международными стандартами. Таких зданий в России сейчас нет».

А вот повторное введение принудительных работ, по мнению экспертов, противоречит как российским, так и международным номам. «У нас есть запрет принудительного труда, -- рассказал Генри Резник. -- К тому же существуют международные стандарты, которые не позволяют перейти определенную грань». По мнению Льва Пономарева, принудительный труд -- это абсолютно репрессивная мера.

Полная версия