Top.Mail.Ru
8 мая ‘24
Среда
Навигация

Телескопы подарили школам разноцветную галактику

Специалисты NASA совместили изображения одной из самых необычных галактик видимой Вселенной, полученные тремя космическими телескопами. Получившуюся картинку ученые использовали как подарок школам к Году астрономии.

Многие профессиональные фотографы считают, что настоящая фотография это отпечаток, а не электронные снимки и чем больше, тем лучше. Судя по всему, национальная аэрокосмическая администрация США того же мнения. В день рождения Галилео Галилея, 15 февраля 2009 года, NASA решила сделать подарок музеям, школам и университетам. Специально в честь Международного года астрономии коллаборация трех «оставшихся в живых» Великих космических обсерваторий NASA отправляет в более чем 100 учреждений специальный оттиск площадью в 9 кв. футов (0,836 кв. м) фотографии в трех диапазонах длин волн очень красивой галактики М 101. Работа космических телескопов Hubble (оптика), Spitzer (ИК) и Chandra (рентген) отправляется в 76 музеев и 40 школ и университетов.

Объект

Что означает буква МЕсли мы встречаем в литературе какой-то астрономический объект, обозначенный буквой М и числом от 1 до 110, значит, речь идет об одном из объектов каталога Мессье.
Галактика М 101, или Цевочное Колесо, -- один из красивейших объектов на нашем небе. Она расположена в созвездии Большой Медведицы в 22 млн световых лет от Земли и повернута к нам «плашмя». М 101 открыл Пьер Пешен в 1781 году. Потом астроном сообщил о ней Шарлю Мессье, и тот включил ее в список 110 объектов, которые можно спутать с кометами, под номером 101. Так она попала в один из самых знаменитых астрономических каталогов. Включена М 101 и еще в два известных каталога -- Общий генеральный каталог (NGC) под номером 5457 и Атлас пекулярных галактик Хэлтона Арпа (Arp 26). Пекулярными называются необычные галактики. Цевочное Колесо попало туда за асимметричность своих спиральных рукавов и пять галактик-спутников.

Именно M 101 с рекордным разрешением (15 852 x 12 392 пикселов) фотографировал, так сказать, себе на 16-летие телескоп Hubble в 2006 году. Затем настала очередь рентгеновского снимка. NASA совсем недавно опубликовала «портрет» М 101 в рентгене, сделанный телескопом Chandra.

Великие обсерватории NASA

Великими называют четыре самые амбициозные миссии NASA по изучению Вселенной в оптическом, инфракрасном, рентгеновском и гамма-диапазоне.

Первой такой обсерваторией стал космический телескоп Hubble, наблюдающий небо в оптическом диапазоне и запущенный в 1990-м. Годом позже стартовала миссия CGRO, или телескоп имени Комптона, изучающая гамма-вселенную. В 1999 году последовал Chandrа, а замкнул «великолепную четверку» самых дорогих и амбициозных орбитальных телескопов инфракрасный Spitzer, запущенный в 2003 году. Следует отметить, что помимо 17-тонного СGRO, сведенного с орбиты в 2000 году, все остальные «великие» по-прежнему в строю.