Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Госзаказчики забирают госзаказ

Малый бизнес обвиняет ведомства, размещающие госзаказ, в «сливе» конфиденциальной информации компаниям, связанным с самими госзаказчиками. Это распространенная, но почти недоказуемая практика, сетуют отраслевые эксперты.

Государственные заказчики используют конфиденциальную информацию, содержащуюся в заявках участников торгов, для ограничения конкуренции, утверждают эксперты и представители малого бизнеса Москвы. Согласно законодательству обеспечение конфиденциальности сведений в тендерных заявках возложено в равной степени на участника торгов и на заказчика.

«Мы участвовали в конкурсе по предоставлению услуг по реабилитации. Это был госзаказ от Министерства социальной защиты Московской области. У нас есть основания полагать, что конфиденциальная информация, содержащаяся в нашем конверте с заявкой, была обнародована. За час до окончания приема заявок одно из учреждений Московской области, в точности повторив то, что мы там указали, только поставив ниже цену и больше объем, выигрывает наш конкурс», -- рассказала Infox.ru руководитель одной из секций Гильдии производителей медицинских товаров и услуг, сотрудник научно-производственного центра «Огонек» Марина Чулкова.

Организация направила обращение в Федеральную антимонопольную службу с просьбой провести проверку нарушений. «Факты явно свидетельствуют о нарушении федерального закона «О защите конкуренции», а также лицензионных требований Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития», -- говорится в письме. «Раньше, когда такие случаи были, мы сразу обращались в ФАС, и они в течение трех-четырех дней приостанавливали процедуру проведения конкурса», -- говорит Марина Чулкова. Конкурс состоялся 28 октября, письмо было рассмотрено только через три недели, отмечает она.

Эксперты утверждают, что случаи незаконного ограничения конкуренции со стороны государственных заказчиков действительно есть, но их очень сложно доказать. Чтобы оспорить результаты конкурса, нужна экспертиза. «Доказать вскрытие конверта будет очень сложно, доказательная база здесь очень зыбка», -- считает специалист Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов.

Компании сами отказываются контролировать процедуру конкурсов. «Как правило, если компания участвует в тендере не в своем регионе, то, несмотря на то что все процедуры открыты и можно присутствовать и на вскрытии, и на рассмотрении, от этой компании никто не присутствует из-за удаленности места», -- рассказал Алексей Шестоперов.

Другая форма ограничения конкуренции со стороны госзаказчиков – изменение протоколов. «Это специфика региональных конкурсов. У нас был такой случай: сначала был один протокол, и по всем условиям наша заявка выигрывала. Через несколько дней появляется приложение к протоколу, что допущена техническая ошибка и конкурент заявляет другие условия, которые лучше наших», -- говорит эксперт.

В электронных аукционах такие случаи исключены, говорит эксперт. «Но здесь возможны случаи с техническими моментами. У нас был такой опыт в Тверской области. Мы зарегистрировались и, согласно процедуре, с 10 до 11 часов нужно было голосовать, держать цену. Когда настало время, мы просто не смоги зайти на нужную страницу. Мы пытались созвониться с теми, кто проводил аукцион, но никто не брал трубку. Мы подождали завершения времени, думали, что у них были проблемы с сервером, и увидели страницу с результатами уже разыгранного аукциона», -- говорит Алексей Шестоперов.

Председатель комитета по государственному заказу «Опоры России» Валерий Малиновский уверен, что случаи обнародования конфиденциальной информации при проведении конкурсов редки. Оспорить результаты можно только в суде при наличии достаточной доказательной базы, говорит Валерий Малиновский. «Если госконтракт уже заключен, ФАС не будет рассматривать этот случай», -- уверен эксперт.

Для ограничения конкуренции госучреждения прибегают к использованию латинских символов и цифры «0» вместо буквы «о» при электронной процедуре размещения запроса котировок. По данным Службы ведения реестра, около 10% запросов котировок через электронные конкурсные процедуры отклоняется из-за неправильного оформления. Запрос котировок – это объявление о потребности в той или иной сфере, которое делает госзаказчик.

По установленным законодательным нормам, государственные заказчики обязаны отдавать от 10 до 20% заказа субъектам малого предпринимательства. Как утверждают специалисты НИСИПП, доля стоимости государственных контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, составила в 2009 году около 2% от общего заказа.

С начала 2010 года ФАС намерена начать общероссийскую проверку на предмет соответствия доли малого бизнеса в госзаказе законодательным нормам.

В Москве к концу 2009 года малому бизнесу было отдано 12% городского заказа.

Полная версия