Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Россия опять планирует обойтись на Играх без допинговых скандалов

Повторения Солт-Лейк-Сити-2002 в Ванкувере-2010 не будет. Руководители российского спорта постараются сделать все, чтобы избежать допинговых скандалов с участием наших спортсменов на Олимпиаде в Канаде. Как избавить российский спорт от допинга, рассказал министр спорта Виталий Мутко.

Долой допинг!

В последние годы в России ведется отчаянная борьба с допингом. Уже открыто собственное антидопинговое агентство, появились свои допинг-офицеры, страна вступила в пул мировых лабораторий по борьбе с допингом. Но несмотря на то что ежегодно российскими организациями у спортсменов берется около 10 тыс. проб, скандалов с участием русских не становится меньше. Только в последнее время отстранены от соревнований биатлонисты Дмитрий Ярошенко, Альбина Ахатова, Екатерина Юрьева, лыжница Наталья Матвеева и семь легкоатлеток.

«Мы формируем новую антидопинговую политику, -- сказал на недавней встрече с прессой министр спорта Виталий Мутко. -- На это, конечно, нужно время. Наша главная задача сейчас – создать собственную антидопинговую стратегию, систему и показать всему миру, что она существует. Мы не хотим, чтобы международные федерации, Международный олимпийский комитет (МОК) внесли нас в своеобразный черный список за то, что мы постоянно обвиняем кого-то в предвзятости и заговорах. А на самом деле за многим стоит то, что наш спортсмен на самом деле принимал допинг», -- рассказал Мутко.

«РусАДА»Независимая национальная антидопинговая организация (НАДО) «РусАДА» создана в январе 2008 года по инициативе Федерального агентства по физической культуре и спорту России.
Ближайшая цель – привезти на Олимпиаду в Ванкувер абсолютно «чистую» и здоровую команду. Только в этом году российское антидопинговое агентство «РусАДA» планирует взять у наших спортсменов 12 тыс. проб. Члены сборной пройдут несколько углубленных обследований. Планируется провести специальные семинары со спортивными медиками и даже создать уже в этом году медико-биологический центр на базе Министерства спорта, где за каждым участником сборной будут вестись необходимые наблюдения. Досконально следить за тем, чем питаются спортсмены, оказывается, действительно возможно, причем уже сейчас.

«Спортивное питание – это головная боль всего мирового спорта и особенно антидопингового агентства. За последние годы у нас действительно сформировалась целая система контроля за спортивным питанием. Теперь уже спортивные врачи и спортсмены ничего сами не покупают на свой страх и риск. Все чудо-добавки -- белково-углеводные комплексы, витаминные смеси, препараты для укрепления связок и прочее сначала должны пройти антидопинговую проверку, прежде чем попасть в организм спортсмена», -- рассказал Infox.ru глава медицинского центра Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) Николай Дурманов.

«Половина медиков сборной не имеют лицензий»

«Половина спортивных медиков, которые работают с нашими спортсменами, не аккредитованы, не имеют соответствующих лицензий, не обучены», -- озвучил еще одну проблему Мутко. Профессиональные спортивные медики в нашей стране действительно до сих пор товар штучный. В СССР был единственный вуз, где готовили специалистов такого плана, -- в эстонском городе Тарту. А ведь именно от них во многом зависит то, какие препараты оказываются в организме спортсменов.

В лыжной сборной России, одной из самых проблемных с точки зрения борьбы с допингом, работают два человека, в чьих дипломах написано «врач спортивной медицины».

«Все медицинские специалисты, работающие с лыжной сборной, -- серьезные специалисты. Я всегда подчеркивал: хороший врач в некоторых видах спорта не менее важен, чем хороший тренер», -- рассказал Infox.ru вице-президент Федерации лыжных гонок России Александр Кравцов.  

«Я с большой натяжкой воспринимаю сейчас понятие «личный тренер», например, в лыжных гонках. А еще большие сомнения у меня вызывает необходимость личных врачей. Лыжник российской команды находится 90% времени на централизованном сборе, где за ним следит квалифицированный специалист, общий для всех. Зачем ему личный врач? У нас был неудачный опыт заведения личного врача, -- намекает Кравцов на олимпийский скандал в Турине с участием врача биатлонистки Ольги Пылевой. -- Больше мы не хотим».

Однако ручаться за то, что вся лыжная сборная подойдет к Ванкуверу «чистой», пока не готов никто. «На Олимпиаде должны бежать люди, которые четко соблюдают спортивные принципы и спортивную хартию. А мы постараемся следить за этим соблюдением», -- сказал Кравцов.

В Ванкувер приедут абсолютно «чистые» хоккеисты

От кого точно не приходится ждать допинговых скандалов на предстоящей Олимпиаде, так это, по всей видимости, от хоккеистов. Уже год в российском хоккее действует целая система тотального медицинского и антидопингового контроля. Причем рассчитана она не только на хоккеистов сборной, а вообще на всех профессиональных игроков.

«В хоккее у нас другая жизнь началась, потому что мы ввели систему тотального медицинского контроля, причем не только хоккеистов сборной и всех профессиональных игроков. Есть также большой набор специальных исследований, которые должен пройти каждый хоккеист. Есть специальная зашифрованная база данных на каждого хоккеиста, где можно узнать о его функциональном состоянии», -- рассказал Infox.ru Николай Дурманов.

Мутко: хватит «мочить» WADA

Предотвратить новые допинговые скандалы, может, и удастся, а вот разгрести прошлые получится еще не скоро. Сейчас в подвешенном состоянии находятся четыре российских спортсмена ультракласса, потенциальные участники Игр в Ванкувере. Это три биатлониста -- Ярошенко, Ахатова, Юрьева и лыжница Наталья Матвеева. Антидопинговые комитеты никак не могут вынести решение по делам олимпийцев, эти задержки исчисляются уже не неделями, а целыми месяцами.

Однако министр спорта призывает общественность особо не беспокоиться, а главное, не спускать всех собак на Всемирное антидопинговое агентство.

«Мы все время «мочим» WADA. Это неправильно. WADA не занимается забором проб, вынесением решений. В период Олимпийских игр этим занимается МОК, на различных чемпионатах этим занимаются федерации по видам спорта. И что такое забор пробы – это девочка в халатике, химик, маленькая, умненькая. Зайдите, я вам покажу как-нибудь. Ей приносят десять пробирочек с длинным номером, она даже не знает, что это русские. Капает на реагенты и выясняет, какие препараты содержатся в пробе. Это у нее заучено до механизма. Ей все равно, какого спортсмена она проверяет. А у нас прессе рисуют каких-то монстров, мафиози, которые строят заговоры против России», -- рассказал министр.

 «Химические чемпионы России не нужны. Мы не хотим, чтобы у нас отбирали медали, нам не нужны скандалы и позор. Оленька-то наша Зайцева правильно сказала: «Я здоровая и сильная, поэтому я и чемпионка мира!» Ведь можно побеждать. Сложно, конечно, но можно», -- считает Мутко.

Полная версия