Москва
26 сентября ‘20
Суббота

Депутаты запретят курить в личных автомобилях

Российские депутаты подготовили законопроект, запрещающий водителям курить в автомобилях, в том числе и в личных. А как поступают с курильщиками в других странах?

«Столь серьезного ограничения личных прав граждан Россия не знала со сталинских времен» -- именно так большинство курильщиков относятся к законодательной инициативе запрета курения в автомобилях.

Ведь дымящаяся за окном машины сигарета, как и сотни тысяч окурков на обочинах, давно уже стала частью пейзажа. Возможность курить по пути на работу или домой, не обращая внимания на других, для многих привычка, от которой сложно отказаться. И конечно, это огромный довод в пользу личного транспорта.

Договор о некуренииВ 2008 году Россия ратифицировала Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с употреблением табакосодержащей продукции. Законопроект, подготовленный комитетом Госдумы по охране здоровья, направлен на реализацию основных пунктов конвенции, которые вступают в силу на территории России уже в 2010 году.
Впрочем, вредную для каждого привычку Всемирная организация здравоохранения давно занесла в разряд социально опасных. По данным организации, каждые 6 сек. от курения табака на земле умирает один человек. В России ежегодно умирают 340 тысяч курильщиков -- в десять раз больше, чем погибают в автокатастрофах! Хотя борьба со смертностью в ДТП уже занесена в разряд национальных приоритетов, курить россиянам ничто не мешало. Разве что Минздравсоцразвития робко предупреждает с каждой пачки о последствиях для здоровья.

Но, как бы ни было сильно табачное лобби, Россия вынужденно подтягивается к европейским нормам. Правда, происходит это черепашьими шагами.

Европа перестала дымить

Запрет на курение в автомобилях родился в Европе. Первыми пострадали от него шотландские и бельгийские профессиональные водители, которым весной 2006 года законодательно запретили курить в рабочих автомобилях. Запрет распространялся также и на дальнобойщиков, следующих через эти страны транзитом.

И с тех пор число стран, где курение за рулем считается преступлением, растет, словно снежный ком.

Уже 1 июля 2007 года запрет на курение в «автомобилях, используемых для работы» прописался и в Великобритании. Официальная формулировка -- необходимость оградить от пассивного курения других водителей, не имеющих вредной привычки. Нарушителям грозил штраф от £30 до 50.

Еще несколькими месяцами позже сигарета во рту стала считаться нарушением для любого автомобилиста Евросоюза, а курение едва ли не официально было приравнено к отягощающему обстоятельству при ДТП.

Главный аргумент сторонников запрета: «Сигарета отвлекает от вождения автомобиля не меньше, чем мобильный телефон», а разговаривать по мобильнику в Европе давно запрещено.

Одновременно с этим появились даже попытки лоббировать запрет на установку прикуривателей и пепельниц в автомобили, произведенные в Евросоюзе. Многие производители решили не дожидаться введения запрета. Например, в новой Mazda3 на месте привычных прикуривателя и пепельницы курильщик найдет лишь наклейку «No smoking!».

Курение бьет европейского курильщика по здоровью, репутации и кошельку не только непосредственно во время курения. Призрак табачного дыма преследует даже после расставания со вредной привычкой. Все-таки пропаганда здорового образа жизни и дороговизна табака делают свое дело.

При продаже «курящего» автомобиля его владелец заведомо лишается суммы в несколько сотен евро. Более того, перенасыщенность европейского вторичного рынка автомобилей нередко превращает продажу провонявшей табаком машины в практически нерешаемую проблему. Даже в России фраза в рекламном объявлении «В машине не курили» позволяет поднять цену. И действительно, доказано, что запах табака из автомобиля, в котором курили хотя бы раз в день, не выветривается практически никогда.

Но и это еще не все. Возможно, уже в ближайшем будущем вредная привычка войдет в число повышающих коэффициентов при заключении договоров страхования автомобилей и жизни водителя и пассажиров.

Терминатор объявил войну табаку

С другой стороны Атлантики известный любитель сигар и по совместительству губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер с 1 января 2008 года ввел запрет на курение в автомобиле, если в нем находятся несовершеннолетние.

С введением нового запрета полицейские штата ревностно следят, чтобы курящие взрослые не соседствовали в автомобилях с подростками, не достигшими 18 лет. Более того, если дымящий сигаретой водитель остановлен за другое правонарушение, а в салоне машины оказываются дети или подростки, сумма штрафа увеличивается минимум на $100.

Впрочем, и вне салона автомобиля калифорнийским курильщикам не расслабиться. Дымить в самом солнечном штате США запрещено практически везде: в радиусе 10 м от детских площадок, в общественных зданиях, барах, клубах и ресторанах, на пляжах и в парках.

А в роликах социальной рекламы в США курильщики и вовсе напрямую ассоциируются с гомосексуалистами. «Курят только геи» -- эта фраза в видео призвана снизить популярность вредной привычки в молодежной среде. Социологи справедливо посчитали, что вред для здоровья в будущем мало смущает подростков, а вот ассоциация с «голубыми» будет неприятна даже политкорректным американцам.

Тем не менее, несмотря на победу антитабачных настроений на Западе, надежд на торжество здорового образа жизни в России немного. Курящее интернет-сообщество уже отреагировало на первые сообщения о запрете на вредную привычку в типично национальной манере: «Курил, курю и буду курить!» Зная, что наказание «за дым» вряд ли превысит штраф за разговор по мобильному телефону, веришь в это безоговорочно. В конце концов, саму «руку карающую» без привычной сигареты в пальцах представить пока невозможно.

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия