Москва
19 сентября ‘20
Суббота

ВМФ и ФСБ ищут пропавший российский сухогруз

Российские спецслужбы и Главный штаб ВМФ России подключились к поискам исчезнувшего в Атлантике сухогруза Arctic Sea, на борту которого находятся 15 россиян. После нападения на судно группы вооруженных людей в черных масках судьба пропавшего экипажа и сухогруза остается неизвестной.

В Атлантике исчез сухогруз Arctic Sea, принадлежащий компании Solchart Management AB (архангельская компания, базирующаяся в Финляндии), на борту которого находятся 15 членов экипажа, все они -- россияне.

Судно должно было прибыть в Алжир из Финляндии с грузом древесины стоимостью €1,3 млн еще 4 августа, но уже 12 дней, с 29 июля, местонахождение Arctic Sea неизвестно. Кроме того, за три дня до исчезновения в Балтийском море судно подверглось нападению преступников, действующих под видом шведской полиции.

По данным РИА «Новости», Главный штаб ВМФ России передал в связи с исчезновением судна оповещение на военные корабли. «Передано соответствующее оповещение на корабли и суда Военно-морского флота», -- говорится в сообщении службы информации и общественных связей ВМФ России.

Нападение

Arctic SeaСухогруз Arctic Sea (первое название судна «Охотское») водоизмещением 4706 т был построен в 1991 году, в настоящее время ходит под мальтийским флагом, оператор судна -- Solchart Management AB (Архангельск). Сухогруз перевозил древесину компании Stora Enso -- крупнейшего в Европе производителя бумаги. Стоимость груза оценивается в €1,3 млн.
Когда Arctic Sea находился в Балтийском море у побережья шведского острова Оланд, 24 июля около 3.00 по местному времени восемь мужчин в черных масках и жилетах с надписью «police», вооруженные огнестрельным оружием, остановили сухогруз.

По данным редактора сайта «Морской бюллетень -- Совфрахт» Михаила Войтенко, люди, подплывшие к кораблю на надувной лодке, поднялись на борт и сказали на ломаном английском языке, что представляют отдел шведской полиции по борьбе с наркотиками. После этого они связали команду, избив нескольких членов экипажа, и обыскивали судно в течение 12 часов. Потом они покинули борт, не забрав у экипажа ни денег, ни документов, и сухогруз последовал далее по своему маршруту. «Почему на судно напали, остается загадкой. Видимо, по наводке, считая, что на судне есть что-то ценное, перевозимое контрабандно», -- считает Войтенко.

Исчезновение

Однако спустя четверо суток, 29 июля, связь с экипажем прервалась. Последний раз, по данным финской газеты Helsingin Sanomat, судно зафиксировали на радаре в проливе Ла-Манш. По предположению Михаила Войтенко, сухогруз исчез на пути в Гибралтар в районе Португалии. В конечный пункт назначения Беджайя (Алжир) сухогруз так и не прибыл. «Судно в буквальном смысле слова исчезло -- нет связи и нет данных о его местонахождении ни у судовладельца, ни у родственников. Судно ищут все службы, в том числе ВМФ», -- рассказал Михаил Войтенко. Он также отметил, что исчезнуть такому судну очень непросто: оно не может затонуть, не подав сигнал бедствия. Войтенко добавил, что поисками уже занялся Главный штаб ВМФ и российские спецслужбы.

Как сообщает газета Helsingin Sanomat со ссылкой на источники в Мадриде, сухогруз еще не пересекал Гибралтар и пропал, вероятно, в Атлантике. «Этот сухогруз интересует очень многих. Когда сигнал о судне появится на нашем контрольном оборудовании, береговая охрана немедленно проинформирует испанскую полицию», -- сообщил источник газеты в министерстве транспорта в Мадриде. Береговая охрана в испанском городе Тарифа постоянно ведет контроль над морскими судами в Гибралтарском проливе.

По словам сотрудников службы, никаких сообщений от капитана Arctic Sea о проходе в Средиземное море они не получали. Кроме того, судно не появлялась на радаре и не было зафиксировано автоматической системой идентификации AIS. «Нет никаких признаков того, что сухогруз пересек Гибралтар», -- отметил источник издания.

Пираты на Балтике

Тем временем полиция Швеции продолжает расследование инцидента со странным захватом Arctic Sea, отрицая собственную причастность к произошедшему. По словам представителя следствия Ингмара Исакссона, полиция узнала о захвате с опозданием, лишь 28 июля. По мнению Исакссона, моряки не решились обратиться за помощью сразу, поскольку нападавшие утверждали, что являются полицейскими.

К настоящему времени опрошены свидетели с других судов, находившихся в ночь на 24 июля в районе шведского острова Оланд. Кроме того, изучены данные о скорости судна и времени его остановки. Полиция в течение последних дней пыталась связаться с экипажем Arctic Sea по спутниковому телефону, однако он не подает сигнал. Тогда полицейские отправили письма экипажу по электронной почте. Следователи надеются допросить экипаж по прибытии в Финляндию -- сухогруз должен был вернуться 8-9 августа, но этого до сих пор не произошло.

В свою очередь, в Финляндии тоже началось расследование инцидента -- в национальное бюро расследований (NBI) обратился судовладелец. Директор Solchart Management AB Виктор Матвеев рассказал в интервью Helsinki Today, что таких нападений в Балтийском море ранее не случалось. «Мы владеем этим судном уже много лет и долгие годы осуществляем рейсы между Финляндией и Средиземноморьем. То, что произошло -- более чем тревожно, -- отметил Матвеев. -- Все члены команды уже давно работают в нашей компании, они профессионалы, хорошо образованны. Среди экипажа нет новичков, поэтому мы крайне озабочены тем, что могло произойти на судне».

Финская газета Helsinki Today называет людей, напавших на сухогруз, морскими пиратами. Заведующий отделом безопасности на море департамента транспорта Финляндии Томас Роут сообщил, что речь идет о совершенно беспрецедентном случае. «Обычно пираты пытаются завладеть грузом или же захватить заложников, но тут этого не было», -- подчеркнул Роут.

Причастны ли нападавшие к последующему исчезновению судна, пока не известно. В свою очередь, шведская газета Expressen выдвинула версию, что к налету действительно причастны сотрудники шведской полиции, перепутавшее судно Arctic Sea с другим сухогрузом. Полиция эту версию никак не комментирует.

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия