Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Компании экономят на увольнениях

В условиях кризиса сложно не только найти работу, но и спокойно уволиться. Работодатели задерживают выплаты и забывают о неиспользованных отпусках. Эксперты советуют, как оформить увольнение без скандала, а в крайнем случае -- защитить свои права.

43% работников в России не одобряют антикризисную политику своего руководства, выяснилось в ходе опроса Superjob. Одна из самых распространенных претензий в условиях кризиса – некорректное проведение работодателей при увольнении. Нарушения законодательства достаточно распространены, в том числе и в случаях, когда сотрудник уходит по собственному желанию.

По собственному желанию

Анна Гвоздицких, юрист Центра социально-трудовых прав, отмечает, что сотрудник имеет право уволиться по собственному желанию без ограничений независимо от формы трудового договора.

«Сотрудник, планирующий покинуть компанию, должен написать заявление об уходе за 14 дней до него, -- говорит руководитель проекта Zarplata.ru Светлана Поснова. -- Этот срок исчисляется со следующего дня после подачи заявления. Если окончание этих двух недель приходится на выходной, то оно переносится на следующий рабочий день».

Она рекомендует самостоятельно занести заявление в отдел кадров, снять с него копию и заверить ее. Это необходимо потому, что, желая затянуть уход сотрудника, руководство компании может заявить о потере заявления.

О существовании такого вида нарушений говорит и Анна Гвоздицких. Она отмечает, что в 14 дней отработки входит и время, проведенное сотрудником в отпуске и на больничном. Кроме того, в случае, если заявление об уходе подается, когда руководство находится в длительном отсутствии, документ может быть направлен ему по почте или телеграфом.

«Работодатель не имеет права задерживать вас дольше, чем на две недели, -- говорит юрист компании «Ариена» Анастасия Репко. – Если такое происходит, можно направить письмо на имя генерального директора. Впоследствии, если дело дойдет до суда, оно может стать важным аргументом».

Часто сотрудник, сталкиваясь с невыполнением работодателем тех или иных обещаний, пытается отказаться от отработки. Анна Гвоздицких отмечает, что это возможно только в том случае, если нарушение было зафиксировано уполномоченными органами (трудовая инспекция, прокуратура, суд). Также, согласно трудовому кодексу, сотрудник может не отрабатывать 14 дней, если существуют объективные причины, по которым невозможно продолжать работу: выход на пенсию, переезд в другой город, учеба.

«Кроме того, время отработки может быть уменьшено по договоренности с работодателем, -- говорит она. -- А если сотрудник находится на испытательном сроке, то оно составляет не две недели, а три дня».

В пользу обиженных

Другие распространенные нарушения – работодатель неправильно рассчитывается с уходящим сотрудником, не оплачивает неиспользованный отпуск или сверхурочные работы. Бывает, что эти деньги выплачиваются позже определенного законом срока (последний рабочий день) или задерживается возвращение трудовой книжки.

«В таких случаях нужно подавать заявление в трудовую инспекцию, -- говорит Светлана Поснова. – Достаточно бывает просто сообщить руководству о намерении. Оно не захочет иметь проблем с законом».

Многие компании считают, что сотрудники не захотят устраивать разбирательств по причине плохого знания своих прав. Работники действительно часто мирятся с нарушениями со стороны руководства и, по словам президента рекрутингового портала Superjob Алексея Захарова, «совершенно напрасно».

«Если увольнение проходило с явными нарушениями законодательства, то здесь совет может быть один -- идти в трудовую инспекцию, которая в таких спорах намного чаще встает на сторону работника, а не компании», -- говорит он.

При обращении в инспекцию Светлана Поснова советует иметь при себе копию трудового договора, которую должен выдавать сотруднику работодатель.

Анастасия Репко отмечает и такой вид нарушения, как увольнение «по собственному желанию», реально совершенное против воли сотрудника. Доказать подобный случай в суде сложно.

Увольнение также может происходить «по соглашению сторон», когда работник обязуется, например, найти себе замену. В таком случае между подачей заявления и уходом из компании может пройти не две, а три-четыре недели, а сотруднику могут быть выплачены дополнительные компенсации.

«Этот вопрос особенно актуален для тех, кто занимает высокие позиции, -- им необходимо передать свои дела преемнику, цивилизованно расстаться с клиентами, если должность предполагала работу с ними, -- говорит руководитель B2B департамента рекрутинговой компании Antal Russia Евгения Ланичкина. -- Мы не рекомендуем нашим кандидатам отказываться от этого».

Важно не только правильно решить юридические вопросы, но и не испортить отношений с работодателем и свою репутацию.

«У вас на руках уже может быть предложение от другой компании, -- рассказывает Евгения Ланичкина. -- В этом случае очень тонкий вопрос, стоит ли говорить об этом работодателю. В любом случае не стоит говорить неправду. Если руководитель спрашивает, уходите ли вы к конкурентам, и это действительно так, лучше ответить честно. Также не надо использовать заявление об уходе как средство шантажа, например, с целью повышения зарплаты. Это может повредить карьере».

Расстанемся друзьями

Алексей Захаров советует по возможности сохранять хорошие отношения с бывшим работодателем. «Нескандальное увольнение однозначно принесет больше пользы, чем конфликтное, -- говорит он. -- Во-первых, это сохранит здоровые нервы, во-вторых, поможет получить хорошие рекомендации, которые могут стать решающими при последующем трудоустройстве».

По его словам, компании, которые увольняли сотрудников в начале этого года, но выстояли в кризис, сейчас набирают их обратно – и в первую очередь берут своих старых работников -- уже обученных и хорошо известных им людей, разумеется, при условии, что они расстались доброжелательно.

Несмотря на кризис, вопрос добровольной смены работы остается очень актуальным. Согласно исследованиям, проведенным группой компаний Headhunter, 44% респондентов этой осенью готовятся перейти на другое место. Страх увольнения испытывают 20% респондентов.

 

Полная версия