Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Сергей Ражев, Cornerstone: сейчас основа вознаграждения топ-менеджера – это его реальная зарплата

Зарплаты и бонусы топ-менеджеров российских корпораций не вернутся на докризисный уровень в ближайшие годы. Схемы расчетов владельцев бизнеса с наемными руководителями изменились навсегда, констатирует управляющий директор Сornerstone Сергей Ражев. Исключение из общего для рынка правила -- это госкорпорации.

Уровень зарплат и бонусов топ-менеджмента российских компаний в ближайшие годы не вернется на докризисный уровень. Премиальные выплаты владельцы бизнеса готовы обещать только за достижения конкретных показателей в работе. И менеджеры идут на такие условия, хотя до кризиса, когда цены на нефть неуклонно росли, требовали гарантированных бонусных выплат еще до выполнения работы. «Докризисных высот (по бонусам. -- Infox.ru), как мне кажется, мы еще долгое время не достигнем, -- говорит в интервью Infox.ru управляющий директор Сornerstone Сергей Ражев. -- Что касается частных компаний, то мне кажется, что прежнего уровня придется ждать какое-то определенное время -- точно не год и даже не два. А в настоящий момент тенденция такова: раньше топ-менеджера, которого приглашали на работу, нужно было долго и мучительно уговаривать и создавать какие-то волшебные условия при переходе на работу. Например, предлагать так называемый фиксированный бонус только за то, что он перешел, и определенное вознаграждение по результатам прошлой работы. Сейчас же основа вознаграждения топ-менеджера -- это его реальная зарплата и бонус только при достижении определенных положительных результатов для компании. Гарантированные бонусы за переход уходят из практики. Редкие компании готовы на это пойти».

Сейчас основа вознаграждения топ-менеджера – это его реальная зарплатаПолная версия беседы Сергея Ражева с корреспондентом Infox.ru Дмитрием Трояновским.
Из общего для рынка правила есть исключения -- это госкорпорации и структуры, работающие в специфических отраслях, связанных с государственным участием. «В компаниях и финансовых структурах, связанных с госучастием, есть определенная политика, касающаяся бонусов топ-менеджерам», -- замечает Сергей Ражев. Препятствием начислению и выплате бонусов в госкомпаниях может стать политическое решение на уровне правительства или Кремля.

Рекрутинговый рынок не вернется к докризисным схемам расчетов с топ-менеджерами даже после выхода российской экономики из глубокой фазы кризиса. «Вообще эта практика, конечно, не то чтобы тлетворная, но для хорошего времени она была обыденной. Действительно росли зарплаты и каждая компания развивалась. На сегодняшний момент какие-то компании ужимаются, но все равно чувствуют себя очень неплохо, и для этого наиболее ценны люди, которые умудряются экономить компании деньги, достигая при этом нормальных результатов. При переходе на другую работу они сами уже осознают, что даже наличие серьезных успехов на предыдущих местах работы не гарантирует плодотворной работы на новом месте. Поэтому у многих топ-менеджеров уже складывается правильное понимание, что возможность получения вознаграждения вперед, до достижения определенных результатов, уходит в прошлое», -- констатирует Сергей Ражев.

По его словам, спрос на топ-менеджеров в целом упал примерно на 50%. Сейчас он восстанавливается, но темпы существенно ниже ожидаемых. Стоимость подбора упала с 30% суммарного годового дохода кандидата до 20-25%. Его сроки остались прежними -- три-шесть месяцев.

Лучше других кризис переживают фармацевтика, FMCG (товары народного потребления. -- Infox.ru) и нефтегазовая сфера. В них и наблюдается наибольший спрос на управленцев высшего звена. Если говорить о конкретных позициях, то сейчас требуются генеральные, исполнительные и финансовые директора. Спрос же, например, на HR-директоров существенно снизился. Намного меньше заказов поступает на топ-менеджеров из-за рубежа. По словам Сергея Ражева, это связано с тем, что их основные потребители -- финансовые структуры, которые пока чувствуют себя недостаточно хорошо, чтобы развиваться.

Основным требованием к менеджерам высшего звена в кризисных условиях стало умение работать с короткими деньгами и заниматься развитием, экономя деньги компании.

Полная версия