Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Как понять, что вас хотят уволить

Игнорирование сотрудника руководством или, напротив, повышенное внимание к нему могут быть предвестниками скорого увольнения. Начальство лишает сотрудников, с которым хочет расстаться, полномочий, бонусов, доступа к нужной информации и даже отключает им компьютеры, рассказывают рекрутеры.

«Если человека стали реже вызывать к начальству, меньше интересоваться его работой или это вообще прекратили делать, значит, компания, возможно, хочет от него избавиться», -- говорит генеральный директор кадрового агентства «Выбор» Натэла Кобулашвили.

Иногда все может выглядеть с точностью до наоборот -- требования к работе начинают чрезмерно завышаться.

«Все зависит от конкретной компании, -- объясняет генеральный директор агентства Lyte Recruitment Нана Матецкая. -- Например, с человека, с которого раньше жестко не спрашивали, вдруг начинают требовать слишком многого. Бывает, что перед ним ставятся просто невыполнимые задачи».

По словам Натэлы Кобулашвили, признак того, что работника, возможно, планируют уволить -- руководство забывает о своих обещаниях поручить ему какие-то новые задачи. Но иногда это может быть связано и с изменением планов компании.

Готовясь избавиться от сотрудника или пытаясь принудить его к добровольному уходу, руководство корпораций может отбирать у него все, что угодно, от денег до компьютера.

«Например, сотрудник курировал четыре направления, а у него без объяснения причин отнимают одно-два из них, -- говорит Нана Матецкая. -- Могут необоснованно лишить премий, бонусов, особенно там, где они составляют большую часть компенсационного пакета. Тем самым человека могут вынудить уволиться».

По словам партнера консалтинговой группы «Консорт» Юлии Балакиной, информация, которая до этого была открытой для сотрудника, вдруг становится конфиденциальной. Иногда ему попросту отключают компьютер, лишая его возможности работать. И хотя по трудовой книжке он еще числится в организации положенные по КЗоТу две недели, а на выходе его даже могут снабдить положительными рекомендациями, увольнение, по сути, происходит мгновенно.

«Такое часто делается в сфере продаж и финансов, чтобы сотрудник не смог передать конкурентам коммерческую информацию, особенно когда существуют сомнения в его чистоплотности», -- говорит она.

Еще один способ показать сотруднику, что в нем перестали нуждаться, -- установить за ним тотальный контроль.

«За человеком, от которого хотят избавиться, часто начинают следить: отмечают время прихода и ухода на работу, количество перерывов и прочее. Часто такого сотрудника перестают приглашать на совещания и рабочие встречи. Он может оказаться в ситуации информационной блокады», -- рассказывает Яна Лейкина, директор по работе с персоналом кадрового холдинга «Анкор».

По ее словам, бывает, что такому сотруднику поручают много работы без соответствующих полномочий или, наоборот, исключают из рабочего процесса, обрекая на вынужденный простой. В его присутствии люди замолкают, перестают обращаться с вопросами, не привлекают к участию в коллективных мероприятиях внутри подразделения. Такого работника могут ущемлять в области оплаты труда, выплаты бонусов, возможности взять отпуск в удобное время.

«Задача одна -- показать, что сотрудник чужой по отношению к коллективу, руководителю, компании в целом», -- добавляет Яна Лейкина.

Она отмечает, что первое, что надо сделать в подобной ситуации, -- «иметь смелость понять, что происходит что-то не то».

Натэла Кобулашвили советует играть в открытую.

«Нужно пойти к руководству, высказать свои опасения, напомнить шефу об игнорируемых им обещаниях, -- говорит она. -- Можно поднять вопрос, устраиваете ли вы свое руководство как специалист. Главное -- говорить по факту происходящего, а не на основании предположений».

Нана Матецкая советует также поговорить с коллегами, которые могут поделиться своими соображениями на этот счет.

«По возможности нужно обсудить эту ситуацию со своими заинтересованными лицами -- руководителем, коллегой, сотрудником департамента по работе с персоналом, профсоюзным лидером, корпоративным юристом, -- советует Яна Лейкина. -- Возможно, во время подобного обсуждения сотрудник получит информацию, которая поможет скорректировать действия обеих сторон и привести к взаимопониманию. Другой возможный результат такого взаимодействия -- предупреждение работодателю: сотрудник готов к открытому диалогу и не потерпит морального давления».

Она также отмечает, что необходимо проанализировать цивилизованные пути отступления. Если ситуация критическая, то можно извлечь из нее пользу для себя: дополнительное вознаграждение при увольнении, рекомендательное письмо и так далее.

«Если сотрудник настроен решительно и собирается защищать свои интересы в суде, необходима помощь квалифицированного специалиста в области трудового права и уверенность не только в своей правоте, но и в соответствии квалификации и результатов деятельности официальному наименованию должности и должностной инструкции», -- добавляет Яна Лейкина.

Нана Матецкая также советует задать себе вопрос: а стоит ли оставаться в компании?

«Если человеку стало некомфортно, есть смысл выходить на рынок труда и рассматривать новые предложения», -- рассуждает она. Сотрудник, сообщивший руководству о своем желании уйти, может получить предложение более высокой зарплаты или даже должности в обмен на обещание остаться. Рекрутеры советуют в подобных ситуациях проявлять осторожность.

«Сотрудника убеждают в его ценности для компании, дают ему более высокий оклад, новые льготы или новую должность, но при этом начинают активно искать ему замену и, когда ее находят, человека сразу увольняют, -- предупреждает Юлия Балакина. -- Это часто случается как в наших, так и в зарубежных или международных корпорациях. Видя, что работник нелоялен и смотрит по сторонам, работодатели предпочитают от него избавиться».

Полная версия