Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Турагентства требуют ограничить кризисные скидки

Мелкие турагентства потребовали ограничить размеры скидок, которые крупные агентские сети дают своим клиентам при продаже путевок. Демпинг, по их мнению, спровоцирован привилегированным положением сетевых проектов. Туроператоры утверждают, что не могут повлиять на ситуацию.

Туристические агентства требуют ограничить размер скидок на путевки в крупных агентских сетях. Крупнейшие участники рынка пользуются привилегиями со стороны туроператоров и за счет этого вытесняют с рынка более мелких конкурентов, объясняют в турагентствах, считающих себя пострадавшими от кризисного демпинга.

Ассоциация туристических организаций Челябинской области (ЧАТО) письменно обратилась к туроператорам «Пегас туристик» и Coral Travel с требованием заняться проблемой демпинга в регионе. «Из 200 турфирм где-то десять ведут себя таким образом: любому пришедшему с улицы клиенту дают скидки, размер которой доходит до 12%. В частности, так поступают представители московских туроператоров и уполномоченные агентства», -- рассказывает исполнительный директор ЧАТО Виталий Кондратьев.

По словам сотрудницы департамента регионального развития одного из крупных туроператоров, с просьбой урегулировать размер скидки в компанию обращались из Самары, Тольятти, Калининграда, Воронежа, Барнаула.

Руководитель департамента работы с агентствами «Пегас туристик» Ольга Билгин вспомнила об обращениях по данному вопросу из таких городов, как Сургут, Магнитогорск, Нижнекамск, Чебоксары, Екатеринбург.

Скидки агентств при продаже туров своим клиентам -- обычная практика, которая при снижении оборотов туриндустрии превратилась в борьбу за туриста. Скидки турфирм делаются постоянным клиентам, размер их может доходить до 3-5%. Возможности демпинговать у агентства ограничены размером комиссии, которую выплачивает туроператор за продажу своего тура. Большинство крупных компаний имеют базовую комиссию и шкалу ее повышения в зависимости от объемов продаж. «Сетевые агентства имеют привилегии от всех туроператоров. Крупная сеть может делать клиентам скидку в размере 10% от стоимости тура. При этом базовая комиссия, которую другие агентства получают от операторов, равна этим же 10%», -- рассказывает менеджер московской турфирмы. По словам Виталия Кондратьева, скидки в Челябинске достигают 12%. Чем выше объем продаж у агентства, тем больше отчислений оно получает от оператора, а значит, и большие возможности для того, чтобы делать клиентам скидки.

Ситуация разнится от региона к региону, замечает источник Infox.ru: «Есть случаи, когда вообще непонятно, откуда агентство берет средства, чтобы делать такие скидки. Например, в Воронеже крупные агентства с хорошей репутацией страдают из-за новичков на рынке, которые не брезгуют демпингом». Еще одним средством борьбы за клиента становится выполнение субагентских услуг. По его словам, мелкое агентство может заказать бронь тура у крупного сетевого агентства, которое имеет повышенную комиссию от оператора: «Скинув клиенту 10%, агентство покупает тур у сетевика, который имеет 14% комиссии, и делит с ним оставшиеся 4% пополам».

Повлиять на сложившуюся ситуацию операторы не могут, утверждают опрошенные участники рынка. «Нас просят, чтобы мы запретили агентствам делать это или снизили процент комиссии, но воздействовать на демпингующие агентства мы никак не можем -- они самостоятельные юрлица и вправе распоряжаться прибылью как хотят», -- считает Ольга Билгин. По ее словам, конструктивных предложений от агентов не поступает -- они понимают, что операторы не станут вмешиваться в ценовую политику. «Такие обращения -- просто крик души», -- подтверждает другой участник рынка.

Президент ЧАТО Людмила Мосина считает, что операторы могут повлиять на ситуацию, если захотят, и сделать это можно в рамках закона: «Большинство агентств дают скидку за счет своего вознаграждения, которое они удерживают из суммы, полученной за тур. Вознаграждение агенту нужно отдавать в конце месяца, тогда у него не будет возможности делать большие скидки».

Пока что со стороны операторов никаких мер по решению данной проблемы не принимается. Демпинговые войны -- элемент конкуренции и естественного отбора, считает Ольга Билгин. Влиять на политику агентств могут региональные специализированные сообщества, считает ее коллега из другой турфирмы: «Есть агентства, которые подвергаются остракизму со стороны ассоциаций».

Дело закончится плохо для всех -- и для агентов, и для туристов, -- считает Людмила Мосина: «Сейчас операторы стремятся переходить на прямые договоры с мелкими агентствами и предлагают им повышенную комиссию. Однако через какое-то время они воспользуются тем, что рынок будет заздроблен, больших оборотов не будет ни у кого и базовая комиссия будет установлена для всех продавцов».

Полная версия