Top.Mail.Ru
Москва
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Вулкан сжигает деньги

Авиакомпании потеряют $1 млрд из-за извержения вулкана в Исландии. Крупнейшие перевозчики России и мира прекратили полеты.

Авиакомпании воздерживаются от оценок возможных убытков. Окончательная сумма зависит от длительности задержки рейса, количества пассажиров и числа желающих разместиться в гостинице до вылета. По данным Центра авиации Азиатско-Тихоокеанского региона, предоставленным по запросу информагентства Bloomberg, убытки авиакомпаний могут составить около $1 млрд.

Облако пепла, образовавшееся после извержения вулкана в Исландии под ледником Эйяфьялдаекюдль, приблизилось к Москве. Отменены или задержаны более 5 тыс. рейсов, говорится в сообщении Ассоциации туроператоров России (АТОР), среди них -- рейсы Emirates, Finnair, British Airways, Lufthansa и SAS. Из-за возникшей угрозы безопасности полетов национальный перевозчик «Аэрофлот» отменил более 25 рейсов, а Калининградский аэропорт Храброво временно приостановил работу. Полеты гражданских судов приостановлены более чем в 15 странах мира.

К вечеру пятницы облако вулканического пепла достигнет северо-запада России, сообщили в пресс-службе Росгидромета. Члены экипажей самолетов заметили пепел в Московской воздушной зоне минувшей ночью.

Кроме прямых убытков, связанных с обеспечением пассажиров едой и номерами в гостиницах, авиакомпании теряют прибыль, напоминает Виталий Коренюгин из Sky Express: «Если рейс не будет выполнен в этот день, расписание смещается, и компания выполняет меньше рейсов».

Пассажиры, не вылетевшие по путевкам, не получат компенсацию за сорванную поездку. Ситуация, возникшая из-за отмены рейсов, подпадает под определение форс-мажора согласно ст. 401 ГК, говорят в правовой службе АТОРа. «В случае наступления форс-мажора стороны не несут материальной ответственности за неисполнение обязательств. Таким образом, ни авиакомпании, ни туристические компании не обязаны возмещать туристам стоимость билетов», -- пояснили в АТОРе. Проблема туроператоров связана с гостиницами и трансферными услугами. Если по брони туроператора турист не заселяется в номер, туроператор обязан выплатить отелю штраф. «Если турист заселился в гостиницу позже своего срока из-за форс-мажора, отель может пойти навстречу и продлить срок проживания, а может отказать по формальному признаку», -- говорит Алексей Парфененок, гендиректор турфирмы ITC. Вопрос распределения издержек не регламентирован: даже если отель заселяет клиента, позднее он может потребовать компенсации убытков у туроператора. В аэропортах застряли в том числе пассажиры, летевшие транзитными рейсами. «Часть наших туристов зависла в Гаване, сейчас их размещением занимается перевозчик», -- говорит Алексей Парфененок. Из-за отмены или переноса рейсов на неопределенный срок авиакомпании, согласно существующим законам, обязаны предоставить пассажирам средства размещения. «Более 500 человек согласились на проживание в отеле», -- заявила Ирина Данненберг, представитель авиакомпании «Аэрофлот». По ее словам, пассажиров селят в Novotel, «Клязьму», «Олимпиец» и другие гостиницы, располагающиеся ближе к северу столицы. «У перевозчиков, как правило, есть договора с отелями, по которым можно разместить пассажиров одного-пяти рейсов», -- говорит Александр Морозов из «Авиачартера». Количество номеров, на которые может претендовать авиакомпания, не фиксируется. «Издержки для компаний связанные с расселением, будут большими, но точные цифры зависят от того, с какой гостиницей заключен договор», -- говорит он. Официального запрета на полеты нет, говорит представитель Росавиации Сергей Извольский. «Наши службы ведут мониторинг ситуации, постоянно взаимодействуют с авиакомпаниями. Если возникнет какая-то угроза безопасности и оргобеспечения полетов, будут приняты оперативные меры», -- обещает он. Для того чтобы запретить полеты, нужно выяснить, в каком районе и на какой высоте появится облако, какой плотности оно будет.

Полная версия