Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Водители получают деньги из пепла

Доходы транспортных компаний в дни запрета полетов над Европой выросли в разы. Российских туристов вывозили на российских, польских и белорусских автобусах. Владельцы автобусов завышали цены, говорят участники рынка, иногда почти в десять раз.

Доходы транспортных компаний в дни приостановки полетов над Европой увеличились в несколько раз. Перевозчики увеличивали стоимость аренды автобусов для туроператоров. «Европейцы несколько подняли цены. В Польше аренда автобуса обходилась в 2 тыс. евро, ставки выросли у некоторых вдвое», -- говорит сотрудник московской туристической компании. Вышедшие в последние дни на рынок перевозок частные предприниматели также сумели заработать, предложив пассажирам перевозку по нестандартным ценам. Калининградская компания «Спутник-Райзен» продает билеты на рейсовый автобус до Берлина по цене около 90 евро. «Частные автобусы какого-то предпринимателя поставили автобусы из Европы по цене 700 евро за место», -- рассказывает руководительница калининградской турфирмы. Большая часть перевозчиков, по словам операторов, не стала наживаться на проблеме, но цена аренды автобуса решалась индивидуально.

15 апреля в нескольких европейских странах были приостановлены полеты в связи с извержением вулкана в Исландии. В последующие дни количество стран, закрывавших воздушное пространство, только увеличивалось. В аэропортах на пути домой застряли десятки тысяч туристов. Ряд российских туроператоров принял решение вывозить туристов из Европы на автобусах.

В компании, занимающиеся автобусной перевозкой или сдачей в аренду транспорта, поступало множество звонков. «Звонков было много, в основном с просьбой об аренде автобуса. Всех интересовала не конкретная поездка, а где и как взять автобус, чтобы вывезти туристов», -- рассказывает Светлана Барсова из компании «Анкор». У компании туроператоры арендовали шесть автобусов, которые курсировали между Россией и Европой и совершили по несколько рейсов. С их помощью были вывезены группы из Парижа, Милана и Женевы.

Перевозка автобусом выросла в разы, считает Ольга Санаева, глава автобусной комиссии Российского союза туриндустрии (РСТ): «Транспортные компании в последние дни перевезли тысячи туристов».

В среднем аренда автобуса для европейских поездок обходится в сутки в 350 евро плюс накладные расходы, которые зависят от маршрута, говорит Светлана Барсова. Рынок автобусных перевозок в России небольшой, и, по словам Ольги Санаевой, комфортных туристических автобусов, которые могут пойти на международную перевозку, немного. Многие компании в большей степени оперируют польским автопарком, добавляет она. По оценкам участников рынка, цены на перевозку в период транспортного коллапса подняли именно европейские компании.

В калининградской компании «КенигАвто» автобус, который может забрать группу пассажиров из Варшавы и доставить в Калининград, предложили арендовать за 18 тыс. руб. «Аренда автобуса на одни сутки при туристической поездке может стоить около 16 тыс. руб. Но нужно учитывать, что рейсовая, а не туристическая поездка стоила всегда немного дороже из-за более сложных условий», -- поясняет Ольга Санаева. Добраться автобусом, совершающим обычную поездку в Европу и обратно, российским туристам было проблематично. «На рейсовые автобусы билетов почти не было. Случись остановка полетов на майские, автобусов бы точно не хватило», -- говорит менеджер московского перевозчика.

Оказавшиеся в нестандартной ситуации туроператоры стали обращаться к коллегам, специализирующимся на автобусных турах. «Было много обращений, но у нас нет своих автобусов. Нужны водители с визами, разрешениями на вывоз. Для своих нужд мы арендуем автобусы у компаний в Подмосковье и Белоруссии», -- говорит менеджер туроператора «Кругозор». Перевозка могла бы быть более масштабной, если бы кто-то взял на себя координирующие функции, говорит Ольга Санаева. «Заявок на перевозку от авиакомпаний не поступало. Были стихийные звонки, множество – от физических лиц», -- рассказывает она. Перевозка автобусом интересна группе пассажиров – если набирается 30-40 человек, дорога из Европы домой может обойтись всего в 3 тыс. руб., добавляет она.

Двери закрываютсяСогласно двусторонним межправительственным соглашениям, автобусные перевозки с пересечением границы осуществляются в «режиме закрытых дверей».
Чрезвычайная ситуация поставила перевозчиков в положение вне закона. Согласно двусторонним соглашениям о нерегулярных международных перевозках, транспортное средство должно двигаться в «режиме закрытых дверей». "Фактически, туроператор не мог отправить в Европу пустой автобус, а вернуться с полным людей или отвезти одних, а привезти - других. Но на границе входили в наше положение, и вопрос удавалось уладить на месте», -- говорит Светлана Барсова.
Полная версия