Top.Mail.Ru
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Лобстеры и крабы справятся с параличом

Морепродукты, употребляемые в пищу, представляют собой настоящий кладезь полезных для здоровья веществ. Врачи-диетологи рекомендуют есть моллюсков, осьминогов и ракообразных настолько часто, насколько это возможно. Кроме того, дары моря помогут ученым победить, казалось бы, неизлечимые болезни.

У лобстеров, омаров, лангустов и прочих крупных раков съедобным является только мясо, составляющее не более 20-30% от всей массы их тела. По питательности ему, пожалуй, трудно найти равного. Но оказывается, не меньшую пользу человеку могут приносить и бессмысленные в гастрономическом плане панцири морских ракообразных.

ХитозанУникальный углевод, полисахарид, обладающий целым рядом разнообразных свойств. Хитозан защищает от радиационного излучения, убивает грибы и некоторые бактерии, его добавляют в промышленные животные корма и удобрения, используют в производстве косметики.
Американские ученые предложили использовать внешний скелет морских обитателей в лечении больных, парализованных вследствие повреждения спинного мозга. Действующим веществом в данном случае будет являться давно известный аминосахарид хитозан, выделяемый из твердых защитных оболочек креветок, омаров и прочих морских обитателей. Основой экзоскелетов ракообразных является хитин, а хитозан получают как раз из этого соединения. Специалисты из Университета Пердью в США провели серию работ по изучению действия чистого хитозана на поврежденный различными способами спинной мозг крыс и морских свинок. Оказалось, что внутривенное введение препарата значительно улучшает состояние экспериментальных животных. В поврежденных участках спинного мозга начинают проходить нервные импульсы. Ученые обнаружили сразу несколько полезных эффектов хитозана. Во-первых, препарат заметно уплотнял клеточные мембраны нейронов, выступая в роли нейропротектора. Во-вторых, он активно связывал свободные радикалы, которые, как известно, выделяются при окислительном стрессе и ускоряют гибель здоровых клеток.
Хитиновый экзоскелетСаркофаг, который почти 25 лет закрывает поврежденный реактор Чернобыльской АЭС, состоит в том числе из хитина.
Говорит один из авторов новой методики лечения, директор Центра исследования паралича Индианы, профессор Ричард Бордженс: «Ранее никому не удавалось при помощи одного лекарства заметно улучшить проводимость в поврежденном спинном мозге. Мы же обнаружили совершенно уникальное свойство известного вещества. Это открытие может стать одним из самых важных в лечении спинальных и черепно-мозговых травм со времени окончания Второй мировой войны».

Описание исследования можно найти в номере издания The Journal of Experimental Biology.