Москва
28 апреля ‘24
Воскресенье

Гонки по городу бывают легальными

Жители Монако имеют возможность увидеть летящие со скоростью 300 км/ч болиды прямо из окна -- во время проведения Гран При. Городские трассы для «Формулы 1» и других гоночных серий – это престижно, выгодно. Это круто. Но только не в России.

Хотя гонять на самых технологичных в мире автомобилях наиболее престижным считается именно вокруг казино в Монако, начать все же следует с гонок вокруг статуи Свободы. Конечно, они еще не стартовали. Да и не факт, что вообще когда-либо Манхэттэн ощутит запах жженой резины из-под сликов «Формулы 1», несмотря на то что коммерческий босс королевских гонок Берни Экклстоун уже который год спит и видит королевские гонки на североамериканском континенте. Причем непременно в Нью-Йорке: проведение заездов F1 в одном из основных мегаполисов США обещает, по идее, и организаторам, и городу немалое количество приобретений -- как материальных, так  не очень. Каменные джунгли всегда привлекали разнокалиберных автоспортсменов…

В США наибольшей любовью фанатов пользуются заезды по NASCAR-овалу и преодоление бетонных стен под флагом рок-кроулинга, что и гонкой-то назвать язык не повернется. Тем не менее Экклстоун как эффективный менеджер рассчитывает на живом примере прививать всем американцам любовь к  F1. Имеется в виду, что на очередной городской этап в списке Гран-при (если он все же организуется) слетятся толпы поклонников со всего света, а в Нью-Йорке, как известно, созданы все условия для изящного отъема денег туристов. Вопрос, нужна ли эта толпа самому Нью-Йорку, деликатно обходится стороной. Во всяком случае, власти «Большого яблока» и без того неплохо зарабатывают на туристах, предпочитая вкладывать свободные деньги в экологию города. Так что пока инициативы Экклстоуна опять нашли поддержку только у властей канадского Монреаля, куда F1 вернется уже в следующем году. Трансконтинентальные спонсоры снова могут быть довольны. Вот только самый крупный рекламный рынок пока по-прежнему недоступен…

В Европе уже давно привыкли к тому, что за разного масштаба автомобильными гонками можно наблюдать буквально из окна собственной квартиры. Княжество Монако, к примеру, в числе прочих азартных развлечений предлагает подобное уже почти сто лет. Правда, в самом начале это были раллийные заезды – но и они известны по сей день под именем «Ралли Монте-Карло». Впрочем, Гран-при Монако, пожалуй, поизвестнее.

Люди, бившиеся за то, чтобы сделать княжество не только столицей азартных игр, но и автоспорта, обладали потрясающим зарядом энергии. Антони Ноге, которому принадлежит честь организации первых заездов, всего лишь хотел права на жизнь для своего автомобильного клуба. Но чтобы гонки получили более-менее официальный статус у тогдашнего аналога FIA, они как минимум должны были проходить на территории государства-организатора. А поскольку столица Монако и само Монако с точки зрения географии практически совпадают, выбора у мсье Ноге почти не оставалось. Проложенная им трасса, кстати, с тех пор почти не изменилась, а задора родоначальника «гонок вокруг казино» вполне хватило до 1950 года, когда по тем же улицам впервые пронеслись болиды F1.

Еще до старта поговаривали, что безопасность тут и не ночевала. Узкие улочки Монако якобы куда больше приспособлены для велосипедов, нежели для суперсовременных и суперскоростных болидов. У поборников тотальной безобидности F1 тут же появился увесистый аргумент: в 1952 году трасса увидела первую трагедию. Даже не в боевом заезде, а всего лишь на тренировке погиб Луиджи Фаджиоли. Впрочем, впечатлений хватило всего на три года, потом гонку вернули в календарь. Теперь уже навсегда. Более того, с течением времени, когда Гран-при стал ежегодной причиной невиданной концентрации миллиардеров на квадратный дюйм и превратился чуть ли не в самое престижное событие в Европе, трассу слегка видоизменили. Специально для любителей морского воздуха проложили разгонную прямую вдоль порта. Так с тех пор и ездят, по-прежнему не обращая особого внимания на безопасность. Тем не менее аварийная статистика неумолима – на других трассах, как ни странно, бьются чаще. Видимо, атакующих всю тысячу поворотов самой сложной трассы чемпионата металлические отбойники серьезно дисциплинируют. Кстати, победителем самой первой гонки в 1929 году стал болид марки Bugatti. Про эту марку мы вспомним чуть позже.

Если вернуться к прожектерским идеям Экклстоуна, то окажется, что не настолько уж они оторваны от реальности. В Нью-Йорке вполне можно сыграть по рецепту, апробированному на другом конце планеты, в Мельбурне. Австралийцы затащили к себе официальную F1 около 20 лет назад, но половину этого срока этап проводился в Аделаиде. В 1996 году Гран-при Зеленого континента переехал в Мельбурн, и с тех пор главная трасса Австралии стабильно носит статус временной. Как и в Монако, собственно.

Ради гонки, открывающей Чемпионат мира, тоже перекрывают общественные дорожки. Правда, проложены они не среди небоскребов, а в Альберт-парке, вокруг красивого искусственного озера. Но сам парк – неотъемлемая часть делового центра Мельбурна, из которого раз в год, словно лемминги, эмигрируют на уикенд «менеджеры среднего звена».

Чтобы пустить в парк монстров из F1, властям города пришлось выдержать серьезную битву с вездесущими гринписовцами, которые справедливо посчитали, что после реконструкции парка под ежегодные нужды гонщиков на самом парке можно будет поставить крест. Тем не менее волевым решением градоначальников, увлеченных грядущим доходом и повышением международного престижа Мельбурна, гонка обрела жизнь. Зеленые, как оказалось, не учли малозначащего факта – соревнования в парке проводятся аж с 1953 года, просто 40 лет они не входили в календарь «Формулы». Когда у руководства королевских гонок закончился контракт с Аделаидой, мельбурнцы решили обойтись малой кровью, и вот уже больше десяти лет ежегодно Альберт-парк наводняют более 80 тысяч заезжих фанатов, существенно пополняющих национальный бюджет Австралии.

Большие гонки в черте города – это всегда экзотика, несмотря на распространенность такого формата. Это «культурный десант» из тысяч туристов, серьезные деньги, престиж и пафос. Но когда означенного результата пытаются добиться минимальной кровью, получается пшик. Так вышло с попыткой московских властей превратить Воробьевы горы в рассадник автоспортивной культуры. Большие гонки или большой цирк?

Говорят, что, когда руководству германской серии DTM, всерьез планировавшему этап в Москве, показали дороги на Воробьевых горах, немцы предпочли максимально оперативно расстаться с этой идеей: даже шоу-заезды организовывать отказались. Но, как известно, что немцу смерть, то русскому раз плюнуть, и место болидов DTM вполне успешно заняли вполне патриотичные «кузова» чемпионата RTCC.

То ли асфальт виноват, то ли конфигурация трассы, то ли изобилие безжалостных бетонных отбойников, но каждый раз, когда вокруг МГУ начинали нарезать круги что «Формула Русь», что RTCC, что Национальная гоночная серия, рядом с трассой можно было организовывать передвижной пункт сбора металлолома. К счастью, без участия специалистов Красного Креста. Между тем прославившийся металлическим крошевом Кубок Победы 2005 года собрал, по некоторым оценкам, более 75 тысяч зрителей. Что, собственно, и требовалось доказать – городские гонки крайне привлекательны для публики. Особенно если они еще и организованы на более или менее приличном уровне, ибо даже нетребовательные российские зрители жаловались на организацию гонок, называя в качестве основного недостатка отсутствие пристойной возможности наблюдать за гонкой: VIP-трибуны вмещали всего-то около тысячи гостей, а остальные были предоставлены сами себе. А о гонщиках, похоронивших в бетонных лабиринтах Воробьевых гор не один болид, и говорить не приходится. В итоге по инициативе городских властей свежеобразованный кольцевой Кубок мэра в целях безопасности  переехал на другой берег – в еще менее приспособленные для кольца Лужники.

История уличных московских гонок получила прошедши летом неожиданное продолжение. Вокруг Кремля в демо-режиме прокатились несколько настоящих болидов F1 во главе с самим Дэвидом Култхардом. На разогреве выступали отечественные дрифтеры, любители американской классики и члены московского клуба владельцев суперкаров. Выступление последних по накалу страстей оставило далеко позади даже заезд Култхарда. В неравной схватке с московским асфальтом погиб эксклюзивный Bugatti EB110 Supersport стоимостью около $400 тысяч. А вот в Монако «Бугатти» выигрывали еще полвека назад…

Практически каждая попытка предоставить русским уличным гонкам официальный статус заканчивается какой-либо нелепостью, зачастую очень дорогой. Вот только платить приходится отнюдь не городским властям или организаторам – страдают, как правило, участники. Учитывая непреходящие мечты отдельных инициативных товарищей затащить в страну этап F1, строительство отдельного автодрома под этот проект – отличная мысль.

Полная версия