Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Николай Сидоров: влияние кризиса будет продолжаться

Кризис заканчивается, но банкам придется долго бороться с его последствиями, считает председатель правления «Абсолют банка» Николай Сидоров. Банки снова меняют стратегию исходя из меньших возможностей для роста бизнеса.

-- Какие признаки окончания кризиса в банковской сфере вы видите? Действительно ли оживилось кредитование, смягчаются условия выдачи кредитов?

-- Я бы ответил на ваш вопрос развернуто. Потому что определенные ощущения возникают от того, что происходит с экономикой, она, наверное, перестает падать и начинает стабилизироваться. Есть ли рост? В отдельных секторах -- да. Но в целом однозначно ниже уровня, который был до кризиса, и в нашем понимании мы не скоро к нему вернемся. Это если говорить о том, что происходит на рынке. Если говорить об услугах, которые мы оказываем клиентам, однозначно можно сказать, что банки активно возвращаются на рынок, и мы в их числе. Мы тоже оптимизируем свои программы и параметры, о которых вы говорили, они имеют место быть. Первоначальный взнос уменьшается, ставка снижается, соответственно. Что касается финансовых показателей банка, надо понимать, что влияние кризиса на кредитный портфель будет продолжаться. Не только для нас, но и для всей экономики. Потому что часть предприятий набрали кредитов больше, чем им нужно сегодня для поддержания оборотного либо инвестиционного капитала. Эти проблемы будут влиять на всю экономику. А если возникнут последствия для экономики, то их почувствуют и банки.

-- Насколько вырастет объем портфеля ипотечных кредитов банка к концу года?

-- Я сейчас затруднюсь дать какие-то реальные цифры, тяжело сказать. Но однозначно есть ощущение, что рынок оживает. Я хорошо владею ситуацией в крупных городах -- Москве, Санкт-Петербурге и некоторых городах-миллионниках. Люди, кажется, пришли к пониманию того, что цена квадратного метра сегодня минимальна. То есть больше уже падения не будет. Поэтому тот отложенный спрос, который был, однозначно реализуется. Будет ли это стабильный рост -- вопрос.

-- У вас уже была отчетность за прошлый год. Вы рассчитываете, что темпы прироста сохранятся или увеличатся?

-- Мы ждем, что в этом году рынок вырастет в два раза больше, чем в прошлом году. Минимум. Опять же тяжело сказать, потому что может быть эффект разгона и эффект низкой базы. Эффект низкой базы дает стремительный рост. А разгон -- это когда люди начинают повторять друг друга, копировать. Если все твердят «кризис-кризис-кризис», то все думают, что будет плохо-плохо-плохо. А если твердят «кризис закончился-закончился-закончился», все начинают верить в хорошее и вести себя исходя из этой уверенности.

-- Идея субсидирования государством первоначального взноса по ипотеке уже обсуждалась?

-- Более того, многие вещи уже реализованы. Это возможность внесения первоначальных взносов за счет материнского капитала либо военная ипотека. Это уже работает. Сейчас речь идет о том, что подобные инструменты направлены пока на узкую аудиторию, а хотелось бы эту аудиторию расширить.

-- Куда вы обращались с этим предложением?

-- В разных кулуарах обсуждение проходило. Но публично впервые.

-- Какова доля доходов, которые приносит «Абсолют» в бизнесе иностранных акционеров -- KBC?

-- Сегодня она незначительна.

-- Как меняются установки иностранных инвесторов в отношении российского банковского сектора? Процесс консолидации будет продолжаться или интерес к этому падает?

-- Сейчас вообще меняется отношение иностранных банков к рискам в бизнесе. Поэтому рынок будет более регулируемый и риски будут оценены более точно. Я не ожидаю каких-то резких сделок. Потому что сейчас большинству западных банков приходится решать свои проблемы, которые появились в связи с вложением в ипотечные бумаги США. То есть у всех хватает своих проблем. В первую очередь будут решаться эти вопросы, потом, соответственно, вопросы дальнейшего развития либо инвестиций в развивающиеся рынки.

-- То есть никто из иностранных участников не придет на российский рынок и никто не уйдет?

-- Да.

-- Как изменилась стратегия развития бизнеса банка после сообщения о его продаже?

-- Поскольку это долгосрочное решение, то есть нет задачи реализовать его завтра, стратегия не поменялась. Скорее мы меняем стратегию исходя из тех новых реалий, которые мы сегодня видим на рынке. А именно -- меньше возможностей для роста. Мы сейчас разрабатываем практические шаги, соответственно, акцент будет сделан на увеличении доли комиссионных продуктов в доходах банка.

-- О каких сроках реализации решения по продаже идет речь?

-- Речь идет о пятилетнем периоде, что для России, я бы сказал, не среднесрочный период.

Полная версия