Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Реклама ушла в кабель и интернет

Российский рекламный рынок в 2009 году ушел в минус на 26%. Увеличить сборы смогли только интернет-порталы и кабельные каналы. Сильнее других от кризиса пострадали наружная реклама и печать: обвал превысил 40%.

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) представила официальные результаты подсчетов объема российского рекламного рынка за кризисный 2009 год. Спад составил 26%. Объем рынка -- 204 млрд рублей. Рынок маркетинговых коммуникаций АКАР оценила в 256 млрд рублей -- на 27% меньше, чем в 2008 году.

Реклама уходит из эфира

Телевидение собрало за год 113,7 млрд рублей. В 2008 объем рынка достигал 138,9 млрд рублей. Общий спад составил 18%. При этом кабельное и спутниковое телевидение набрало на 14% больше рекламных денег. А эфирные каналы ушли в минус на 18%. По данным «Видео интернешнл» (ВИ), которая занимается продажей рекламы на телеканалах, рынок рекламы на телевидении упал за год в среднем на 18% -- выводы совпадают с цифрами АКАР. Общий объем сегмента ТВ-рекламы превысил 112 млрд рублей, считают в ВИ.На протяжении года была тенденция к большему снижению – на уровне 20-21%, замечает представитель ВИ Антон Чаркин. Но минимум был пройден летом, затем наметилось восстановление рынка рекламы на телевидении, констатировал он.

В 2008 году, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рынок ТВ-рекламы вырос на 22%.

Рекламы не слышно

Объем рекламы на радио в 2009 году составил 9 млрд рублей. В прошлом сборы достигали 14 млрд рублей. Рынок ушел в минус на 36%. Менеджеры радиостанций в основном констатируют продолжение снижения рынка рекламы. Главный редактор радиостанций «Говорит Москва» и «Радио Спорт» Николай Еременко утверждает, что в течение 2009 года произошло сокращение объемов радиорекламы. «Мы ощутили некоторый спад рекламного рынка где-то в апреле-мае, но в целом сильного удара не было», -- сказал он. А руководитель компании «Медиа плюс», вице-президент «Европейской медиагруппы» по коммерческой деятельности Мария Смирнова отмечает, что прошедший год был «безусловно сложным периодом как для радиорынка, так и всего рекламного рынка в целом».

«В начале года большинство рекламодателей перешли на краткосрочное планирование. В первом полугодии с радио ушли банки и недвижимость, упала доля телекома и категории развлечения. Однако потом ситуация понемногу стабилизировалась, -- говорит Мария Смирнова. -- На радио, где все первое полугодие первую скрипку играли два бюджетообразующих вида – медицина и автомобильный сектор, начали возвращаться другие категории рекламодателей. И хотя общее падение доходов продолжалось, наметились некие позитивные тенденции. Пик активности рекламодателей пришелся по традиции на предновогодний период. К декабрю мы увидели классическую ситуацию распределения рекламных бюджетов по категориям, на радио в равной степени был представлен традиционный состав категорий рекламодателей».

По словам генерального директора «Бизнес FМ» Михаила Бергера, за 2009 год рекламные объемы на радиостанции увеличились на 7% по сравнению с 2008 годом. Объем рекламы на радио в 2008 году, по данным АКАР, упал на 6%.

Сергей Ямщиков, вице-президент компании «Центр новых технологий», владеющей «Дорожным радио» говорит, что «рекламные объемы уменьшились на 8-10%». В целом падение рекламного рынка в 2009 году он оценивает «процентов в 35».

Печать - минус 43%

Рынок рекламы в печати в 2008 году достигал 57,6 млрд рублей. За 2009 год печать собрала на 43% меньше -- 32,6 млрд рублей. Газеты ушли в минус на 35%, журналы -- на 41%, рекламные издания -- на 54%. В печатных изданиях говорят об отсутствии однозначной тенденции на рекламном рынке. По словам главного редактора газеты «Аргументы и факты» Николая Зятькова, в 2009 году рекламные объемы издания снизились примерно на 20% по сравнению с прошлым годом. Директор службы рекламы ИД «Комсомольская правда» Владислав Гемст, напротив, утверждает, что «общий коэффициент падения рекламных объемов в печатных изданиях ИД «КП» составил ноль процентов». «Наблюдается тенденция к увеличению рекламных объемов», -- заявляет он.

По данным аналитического центра «Видео интернешнл», доходы от рекламы в газетах и журналах значительно упали -- от 23 до 41%. «Было небольшое снижение», -- подтверждает шеф-редактор ИД «Коммерсантъ» Андрей Васильев.

«Рынок печатной прессы раздробился, -- считает руководитель департамента газетных изданий«РДВ-медиа» Александр Ветерков. – В целом отмечается снижение рекламных объемов в зависимости от вида СМИ». По его словам, реклама в глянцевых журналах упала на 25%, в автомобильных изданиях – на 30-40%. Рекламные издания в 2009 году пережили спад на 30%. Хуже всего пришлось изданиям о трудоустройстве: рекламные объемы в них сократились на 60-70%. «Такой сильный спад обусловлен тем, что сейчас вакансий публикуется немного. Однако СМИ, посвященные поиску работы, будут и первыми вылезать из кризиса», -- считает Александр Ветерков. В 2008 году рынок печатных СМИ вырос на 11%.

Наружная реклама - минус 41%

Сегмент наружной рекламы «просел» на 41%, до 27,3 млрд рублей. В 2008 году на рынке было 45,8 млрд рублей. Генеральный директор компании «Эспар-аналитик» и председатель комитета по наружной рекламе АКАР Андрей Березкин отмечает серьезное падение рынка в начале и середине года. «Начиная с сентября ситуация начала стабилизироваться, но это не помогло избежать не самых лучших итогов за год в целом», -- сказал Андрей Березкин.

Интернет растет

Интернет вырос. Рекламные сборы в сети увеличились с 17,6 млрд рублей в 2008 году до 19 млрд рублей в 2009-м (плюс 8%). Порталы заработали на медийной рекламе 7,7 млрд рублей (плюс 4%). Контекстная реклама росла сильнее -- с 10,2 до 11,3 млрд рублей (плюс 11%). В интернете ситуация с рекламой в целом остается позитивной, уверяют участники рынка. Аналитический центр «Видео интернешнл» оценивает рост медийной рекламы в 5% за 2009 год. «По нашим данным, общая сумма средств на медийную рекламу составила 7,9 миллиарда рублей с НДС», -- сообщил руководитель отдела исследований интернета АЦВИ Алексей Беляев. Многие интернет-порталы по итогам года оказались в плюсе: по словам коммерческого директора издания lenta.ru Яна Рейзина, в 2009 году рекламные объемы на сайте возросли на 10%. Интернет-портал «Яндекс» за прошлый год зафиксировал рост оборота на 14% по сравнению с 2008 годом, до 8,7 млрд рублей, общее количество клиентов выросло за 2009 год на 55%.

Большую часть доходов «Яндексу» приносит контекстная реклама -- 86%, доля медийной рекламы составляет 11%. Онлайн-проекты ИД «РДВ-медиа» также возросли -- в среднем на 5-10%. В 2008 году в интернете рынок рекламы рос активнее -- на более чем 32% за год.

Прочие медиа, по подсчетам АКАР, ушли в минус на 19%, с 3,2 до 2,6 млрд рублей.

Полная версия