Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Интернет надеется на кризис

На этой неделе уникальному российскому явлению -- автономным сетевым СМИ, одной из редких форм бизнеса в интернете, которая не была клонирована по американскому образцу -- исполнилось 10 лет.

История публичной работы с информацией в сети началась в 1998 году. Тогда открылся информационно-политический сайт «Полит.ру». По словам его основателя и председателя совета директоров Дмитрия Ицковича, проект вырос из ресурса «Журнал.ру», который «работал, пока у сетевых персонажей были энтузиазм и волонтерская активность».

«У людей появилась привычка обращаться за свежей информацией к сетевым ресурсам»

«Логотип приделал Артемий Лебедев, Антон Носик писал первые статьи на русском языке, вела свой раздел Линор Горалик, -- вспоминает Дмитрий Ицкович. -- И внутри этого возникла идея -- Кирилл Рогов ее предложил, -- что самое интересное происходит в политическом дискурсе и хорошо бы его засунуть в сеть и посмотреть, что из этого получится».

В августе того же года одновременно с началом в России экономического кризиса компания «Росбизнесконсалтинг» (РБК), до того занимавшаяся распространением сводок деловых новостей по подписке, начала размещать информацию о финансовых рынках в открытом доступе, после чего посещаемость сайта Rbc.ru, запущенного еще в 1995 году, резко выросла. По мнению генерального директора РБК Юрия Ровенского, историю российских интернет-СМИ «можно было бы вести с этого по-настоящему знакового события».

«Это был революционный шаг. К нам пришли, с нами остались, нам поверили. И с того момента у людей появилась привычка обращаться за свежей информацией к сетевым ресурсам», -- говорит он.

В конце 1998 года Фонд эффективной политики (ФЭП) Глеба Павловского, годом ранее открывший в интернете «Русский журнал», решил вывести на рынок новое издание «Газета.ру».

«Газету.ру» мы с Глебом стали делать в середине декабря 1998 года, -- рассказывает ее первый главред Антон Носик. -- О том, какие у этого издания перспективы, задумывался Глеб, это была его работа. Моя работа была подтвердить его прогноз на практике».

Антон Носик ушел из «Газеты.ру» уже через полгода, а главным редактором и держателем 100% акций издания стал пришедший из «Коммерсанта» Владислав Бородулин. В 2005 году акции выкупил ИД «Секрет фирмы», который еще через год был приобретен предпринимателем Алишером Усмановым. В 2008 году принадлежащий бизнесмену ИД «Коммерсантъ» обменял «Газету.ру» на долю в интернет-компании «Суп».

«Идея была в том, чтобы соединить привычный для читателя газетный текст и интернет как способ его доставки. По сути, это был уникальный формат, который придумывался с нуля», -- говорит Владислав Бородулин. По его воспоминаниям, «от того, что делал Носик, остался только русский алфавит и название сайта», а часть сотрудников издания составили «студенты МГУ, которых удалось привлечь бесплатным интернетом».

Проживающий в Великобритании бывший вице-президент компании ЮКОС Роман Артемьев, который, по информации участников рынка, занимался финансированием издания до прихода в проект Алишера Усманова, сообщил Infox.ru, что к «Газете.ру» имел «не больше отношения, чем ко всем остальным российским СМИ», но «как пользователь» может дать ей высокую оценку.

Работать в интернете было несолидно

В 1999 году появилась "Правда.ру". Антон Носик после ухода из издания в том же 1999 году запустил сайт «Лента.ру», вновь в сотрудничестве с ФЭП, а потом работал над порталом «НТВ.ру» для холдинга Владимира Гусинского «Медиа-Мост». Портал был открыт в августе 2000 года и впоследствии переименован в NEWSru.com. Все три запущенных медиаменеджером издания входят в десятку Rambler Top-100 среди СМИ в интернете.

Эксперты объясняют популярность российских онлайновых СМИ особенностями местного медиарынка. «Тяжелые 1990-е годы привели к тому, что не осталось по-настоящему общенациональных газет, которые день в день выходили бы и в Москве, и Владивостоке, а потребность такая была. Интернет-СМИ заполнили нишу, образовавшуюся после развала системы подписки и распространения, -- убежден Владислав Бородулин. -- Плюс консерватизм наших традиционных газет и телевидения: считалось, что интернет -- это отстой, что-то для компьютеров, а не для людей».

«В английском языке нет слова «понты», и поэтому «Си-эн-эн» полез в интернет в 1994 году, а «Би-би-си» -- в 1995, -- считает Антон Носик. -- А у нас были понты, это было несолидно для НТВ, «Первого канала» или ИД «Коммерсантъ». И поэтому все осталось на откуп мелким энтузиастам из ниоткуда».

«В других странах просто на другом уровне печатные СМИ, у них есть свои интернет-редакции, часто самодостаточные, -- добавляет Дмитрий Ицкович. -- Там сама медийная индустрия по-другому устроена. Мы все равно беднее в этом плане, чем другие страны, у которых медийное поле богатое, глубокое, с непрерванными традициями».

Юрий Ровенский связывает «ажиотаж вокруг российских интернет-СМИ» с продолжающимся ростом числа интернет-пользователей. «На Западе шумихи меньше, потому что там в целом проникновение интернета гораздо серьезнее, чем у нас, -- уверен он. -- Например, недавнюю инаугурацию президента США Барака Обамы на сайте CNN.com в пиковые моменты смотрели до 7,7 млн интернет-пользователей. Эти цифры говорят о большой популярности интернет-СМИ на Западе в целом».

Руководитель медиапортала Life.ru Ашот Габрелянов напоминает, что чисто онлайновые СМИ существуют не только на российском медиарынке. «Например, в Сингапуре и Индии много онлайн-СМИ без печатных версий. Сейчас многие убеждены, что это отдельная ниша, именно поэтому практически во всех крупных издательских домах существуют интернет-департаменты», -- говорит он.

Life.ru -- одно из крупных интернет-СМИ, запущенных в 2008 году. Ашот Габрелянов уверен, что интернет-издания переживут кризис с меньшими потерями, чем печатные. «Этот рынок еще не так сильно развит, и лишь единицы успели залезть в кредитную яму, как, например, РБК. В «печатке» живших в долг или за счет инвестиционных денег было гораздо больше», -- поясняет он.

Уверен в своих перспективах и Антон Носик, осенью запустивший на средства холдинга «Объединенные медиа» «кризис-навигатор» BFM.ru. «Нет издержек ни в евро, ни в долларах, нет бумаги, нет типографий, нет дистрибуторов-грабитилей, рэкета, госрегулирования, -- перечисляет он. -- А есть спрос на рекламу от рекламодателей, которым нечего делать в телевизоре».

«Рекламная кампания в сети и дешевле, и эффективнее, -- подтверждает Юрий Ровенский. Он уверен, что глобальный финансовый кризис «подтолкнет к дальнейшему перераспределению рекламных бюджетов в пользу с сетевых СМИ».

Полная версия