Top.Mail.Ru
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Мозги собеседников становятся похожими друг на друга

Ученые пришли к выводу, что общение настраивает мозги собеседников на общую частоту. Эффективность настройки зависит от взаимопонимания и продолжительности общения. Из открытия следует сразу несколько важных выводов.

Межмозговые связи

Исследователи Принстонского университета (Princeton University) под руководством Грега Стефанса (Greg J. Stephens) изучали работу мозга во время передачи и восприятия речи. Основываясь на результатах предшествующих работ, биологи предположили, что в процессе общения мозг, скорее всего, подстраивается под собеседника. По гипотезе ученых, именно от «межмозгового тюнинга» и зависят взаимопонимание и эффективность восприятия новых знаний.

Фоторобот мозга

В проведенном эксперименте ученые исследовали пространственно-временные корреляции между активными участками мозга рассказчика и 11 слушателей. Перед началом эксперимента, взяв за основу томографические данные рассказчика, ученые создали предполагаемый фоторобот мозга слушателей. Исследователи учли как пространственные, так и временные изменения в работе мозга.

Когда другие участники эксперимента прослушивали аудиозапись рассказчика, экспериментаторы сканировали мозг каждого из слушателей. И сравнивали реальный портрет мозга каждого из участников с гипотетической моделью и оригиналом -- мозгом рассказчика. А затем с помощью анкет и опросников определили, насколько эффективно каждый из слушателей воспринял и переварил информацию.

Мозговой тюнинг

После первой серии эксперимента ученые обнаружили наиболее заметную подстройку мозга слушателей под собеседника в слуховой области, теменной дольке, верхней височной извилине, угловой извилине и нижней лобной извилине. Особый интерес у ученых вызвали теменная долька и нижняя лобная извилина. Ведь именно эти зоны связаны с зеркальной системой нейронов, которые играют ключевую роль в имитации и обучении языку. Другие отделы мозга, замеченные в эксперименте, тоже не случайные прохожие, они задействованы в воспроизводстве и восприятии лингвистической информации. Не менее приятным было и то, что у участников эксперимента синхронно включились в работу некоторые участки коры головного мозга, осмысливающие содержание сказанного. То есть мозги рассказчика и слушателей реагировали не только на звуки, но и на смысл транслируемой информации.

Ученые сравнили тюнинговые изменения не только с контролем (мозг рассказчика), но и внутри группы слушателей. Оказалось, что мозг всех 11 участников примерно одинаково подстроился под мозг рассказчика. Различия в межмозговой синхронизации имели достоверные связи с уровнем восприятия: чем хуже участники эксперимента слушали и воспринимали рассказ, тем больше различий наблюдали ученые в портретах мозга.

Чужой язык

В следующей серии эксперимента ученые решили проверить, будет ли мозг слушателей подстраиваться под рассказчика, если тот говорит на незнакомом языке. Самым непонятным исследователям показался русский язык, так как он относится к другой языковой группе. Чтобы исключить возможность угадывания смысла, как это могло бы произойти с участием, например, франкоговорящего человека, ученые решили провести этот эксперимент с русскоязычным участником. Оказалось, что, несмотря на дружественный голос и смысловые интонации, американский мозг, незнакомый со славянской речью, воспринимает русский язык как некие хаотичные шумы. Среди всех участников ученым так и не удалось найти никаких закономерностей и синхронных изменений в работе мозга, кроме слуховой зоны. Это еще раз подтвердило предположение, что осмысление сказанного (услышанного) объединяет мозги собеседников.

Похожие мозги

Ученые пришли к выводу, что эффективное общение синхронизирует мозг. Причем чем лучше собеседники понимают и слушают друг друга, тем больше общих функциональных изменений происходит в их мозгах. Ученые отмечают, что общность мозга прямо пропорционально зависит не только от понимания информации, но и от продолжительности общения. Если собеседники прекращают общаться, то мозг каждого из них снова приобретает индивидуальные черты.

Биологи уверены, что полученные знания объясняют, почему люди объединяются в социальные группировки и общества по интересам. Дело в том, что единомышленники лучше понимают друг друга и легче находят общий язык лишь потому, что их мозги похожи друг на друга. Поэтому семейные пары, увлеченные, например, одним хобби, меньше ссорятся и с большим удовольствием проводят время вместе.

Пока ученые разбираются с механизмами передачи информации, обыватели могут воспользоваться полученными результатами. Если у вас не ладятся отношения с друзьями, попробуйте поговорить с ними и просто настроить мозг на нужную частоту.

Результаты исследования появились в статье Speaker-listener neural coupling underlies successful communication в журнале PNAS.