Top.Mail.Ru
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Трансгенные макаки светятся зеленым и болеют по-человечески

Китайским генетикам удалось создать трансгенных макак с помощью вируса обезьяннего иммунодефицита (SIV). Родившиеся малыши крепки и здоровы. Это значит, что метод вполне можно использовать для выращивания животных, болеющих человеческими заболеваниями.

Чтобы основательно разобраться в этиологии и механизмах заболеваний (в том числе генетичесиких), ученые используют лабораторные модели, максимально приближенные к человеческой. Идеальные для этих целей животные – приматы (макаки и мартышки). Проблема лишь в том, что они не болеют многими из человеческих недугов. То есть, чтобы изучить на человекообразной модели какое-либо врожденное или генетическое заболевание, необходимо создать трансгенное животное.

Впервые трансгенная макака-резус появилась в 1984 году. С тех пор многократные попытки ученых вырастить генетически модифицированную обезьяну увенчались лишь единичными успехами. Исследователи признают, что основные проблемы возникают на начальных этапах – выведении популяции трансгенных половых клеток, пригодных для биоинженерных манипуляций и имплантации.

Международная группа под руководством Юйюй Ню из Китайской академии наук (Chinese Academy of Sciences) разработала и апробировала свой метод получения трансгенных приматов. Для переноса чужеродных генов ученые использовали обезьяний вирус иммунодефицита (SIV). В результате лабораторных экспериментов на свет появились две трансгенных макаки, которые засветились зеленым флуоресцентным белком, который часто используется в качестве маркера трансгенности.

Фото: Трансгенные макаки светятся в ультрафиолете

Для рождения двух макак ученым пришлось «испортить» семьдесят зигот. Тридцать из семидесяти трансгенных эмбрионов на ранних стадиях развития оказались пригодными для имплантации. И только четыре зиготы «прижились» в организме суррогатной матери. Одна из них разделилась, в результате чего макака забеременела тройняшками. Эти макаки, хотя и были трансгенными, погибли, не родившись. Четыре макаки, две из которых засветились трансгенным индикатором, родились крепкими и здоровыми.

Результаты эмбрионального исследовании не выявили никаких отклонений в развитии трансгенных приматов. Более того, ученые не обнаружили связи между уровнем экспрессии чужеродных признаков и сроками имплантации и генетических манипуляций.

Экспериментаторы уверены, что обезьяний вирус иммунодефицита после некоторых технологических доработок может быть использован для трансгенных манипуляций приматов.

О тонкостях исследования и предлагаемой биотехнологической методики можно прочитать в статье Transgenic rhesus monkeys produced by gene transfer into early-cleavage–stage embryos using a simian immunodeficiency virus-based vector, опубликованной сегодня в журнале PNAS.