Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Наркоман использует окружающую среду как катализатор рецидива

Биохимикам удалось проследить механизм, который включает желание снова подсесть на наркотики. Более того, удалось даже химически приглушить желание. Однако главным лекарством от рецидива все равно остался переезд.

Наркотическая зависимость – не просто привычка, от которой сложно избавиться, а целый каскад измененных биохимических и физиологических процессов. Кроме того, с точки зрения врачей наркомания – хроническое психическое расстройство, из-за которого человек постоянно ищет новую дозу.

Не последнюю роль в формировании и поддержании наркотической зависимости играют окружающая обстановка и внешние стимулы, которые «напоминают» от том, что пора бы и дозу принять. При этом исследователи уверены, что у всех внешних факторов и стимулов есть внутренние молекулярные механизмы, посредством которых они и изменяют поведение человека.

Группа под руководством Марсиды Каллупи (Marsida Kallupi) из университета Камерино (University of Camerino) изучала роль белка NPS (от англ. neuropeptide S), который взаимодействует с соответствующим рецептором-возбудителем -- NPSR. Известно, что в активном состоянии NPSR лишает человека сна, усиливает двигательную активность и вызывает неконтролируемые приступы агрессии. Поэтому ученые предположили, что взаимодействие рецептора с нейропептидом может быть одним из биохимических условий, которое заставляет наркомана искать новую дозу. А внешние факторы и эмоциональные переживания могут стать катализатором реакции между белком и рецептором.

Чтобы выяснить, на самом ли деле NPS напоминает о наркотиках, ученые провели эксперимент на лабораторных наркозависимых крысах. В первом опыте исследователи вызывали у грызунов кокаиновую зависимость, предоставляя им возможность самостоятельно принимать наркотик. Далее экспериментаторы вводили в мозг инъекцию предполагаемого провокатора (NPS) или его антагонистов. Оказалось, что исследуемые соединения никак не влияют на желание грызунов употребить наркотик. Зависимые крысы одинаково активно искали кокаин, в не зависимости от того, блокирован у них рецептор NPSR или нет.

Следующий эксперимент ученые проводили с животными, у которых прием наркотиков ассоциировался со звуковым сигналом. После грызунов разделили на две группы, одной из которых вводили NPS, другой – антагонист NPS. Как и предполагали биологи, антагонист NPS частично избавлял мышей от зависимости. Они переставали реагировать на звуковые сигналы или реагировали не так активно. Крысы, получавшие инъекцию NPS, напротив, проявляли большую поисковую активность и пытались всеми правдами и неправдами достать кокаин.

По результатам двух экспериментов биологи пришли к выводу, что NPS вызывает желание найти дозу наркотика, но не у всех особей, а лишь у тех, чья зависимость была связана с условным рефлексом. Проецируя полученные результаты на высших приматов авторы полагают, что некоторые внешние факторы, жизненные ситуации или стимулы «включают» у наркомана поисковую активность.

Ученые решили найти нейроны, которые включает пептид. Для этого они провели иммуногистохимическое исследование мозга крыс, которым предварительно вводилась доза NPS. Ученые обнаружили, что NPS влияет на несколько участков мозга. Но наиболее уязвимыми оказались миндалевидное тело (в котором, кстати, другая группа недавно обнаружила «выключатель страха») и гипоталамус. Как показали дальнейшие исследования, NPS активирует гипокретиновую систему, которая поддерживает организм в бодрствующем состоянии.

Ученые уверены, что полученные результаты помогут разобраться в том, как и почему окружающая среда напоминает зависимым людям о наркотиках и, возможно, пополнят противонаркотическую медицину новыми методами и препаратами.

Ознакомить подробнее с результатами и ходом эксперимента можно в статье Neuropeptide S facilitates cue-indused relaose to cocaine seeking through activation of the hypothalamic hypocretin system в журнале PNAS.