Top.Mail.Ru
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Туберкулез защищается от иммунитета стволовыми клетками

В борьбе с туберкулезом появилась новая терапевтическая мишень. Это вредные стволовые клетки, которые, как выяснилось, убивают иммунитет и помогают возбудителю болезни.

Во всем мире ежегодно от туберкулеза погибают около двух миллионов человек. Еще больше людей (треть населения Земли) вполне безболезненно носят в себе возбудителя туберкулеза (Mycobacterium tuberculosis). В 90% случаев M. tuberculosis мы переносим в латентной стадии, и бактерия не причиняет хозяину вреда. А шансы начать кашлять кровью резко растут у пациентов с ослабленным иммунитетом.

Клеточный иммунитет – основной механизм, который подавляет болезнетворное размножение M. tuberculosis. В большинстве случаев иммунитет именно подавляет развитие туберкулеза, но не уничтожает возбудителя болезни. «Контрацептивные» свойства иммунитета (по отношению к M. tuberculosis) обусловлены работой Т-лимфоцитов, которые активируют каскад биохимических реакций, в котором макрофаги организма начинают синтезировать токсичный оксид азота (NO), губительный для бактерий.

Исследователи из Гарварда (Harvard Medical School) попытались понять, почему M. tuberculosis сосуществует со здоровыми клетками иммунной системы.

Для начала ученые инфицировали лабораторных грызунов. Затем они сравнили, как быстро размножаются клетки иммунной системы инфицированных и неинфицированных животных. Оказалось, что у инфицированных мышей Т-лимфоциты размножаются менее активно даже под воздействием специфических стимуляторов клеточного деления.

Оказалось, Т-лимфоциты не могли противостоять инфекции из-за стволовых клеток костного мозга, которые по непонятным причинам внедряются в структуру легких и селезенки (в которой, кстати, и рождаются Т-лимфоциты).

В последующих экспериментах in vivo ученые показали, что стволовые клетки мешают развиваться Т-лимфоцитам самыми разными ядами. Причем, самые сильные соединения выделяются в гранулемах (узелках, возникающих из-за трансформации фагоцитарных клеток), связанных с M. tuberculosis. «Костные стволовые клетки концентрируются возле M. tuberculosis и, по всей видимости, помогают инфекции выжить под давлением иммунитета. Они целенаправленно мешают развиваться Т-лимфоцитам, которые могли бы остановить размножение M. tuberculosis», -- пишут исследователи в статье Mycobacterium tuberculosis evades host immunity by recruiting meenchymal stem cell, опубликованной в журнале PNAS.

Шилпа Рагуванши (Shilpa Raghuvanshi) и коллеги отмечают, что костные (мезенхимальные) стволовые клетки могут стать потенциальной мишенью противотуберкулезной терапии. Ограничив их активность, можно создать условия, неблагоприятные для развития инфекции.