Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Минздрав ударил по клиническим исследованиям

За первое полугодие 2011 года рынок клинических исследований обвалился. Эксперты Ассоциации организаций по клиническим исследованиям (AOKИ) уверены, что спад связан с новым документом Минздрава – законом «Об обращении лекарственных средств». Минздрав пока что не комментирует данные экспертов.

Удар по инновациям

Эксперты АОКИ считают, что из-за закона, который вступил в силу 1 сентября 2010 года, пострадала инновационная активности российских компаний, что явно противоречит правительственному курсу на импортозамещение в фармацевтике.

В подтверждение этому эксперты приводят данные о проведении клинических исследований.

«В I полугодии 2011 году Минздравсоцразвития выдало 200 разрешений на проведение клинических исследований. Это на 35,9% меньше, чем выдал Росздравнадзор в I полугодии 2010 г. По числу выданных разрешений международные многоцентровые клинические исследования (ММКИ) в I полугодии 2011 г. вышли на уровень 2010 года – было одобрено 163 международных исследования. За отчетный период было зафиксировано падение числа локальных исследований иностранных спонсоров – на 43,8% для исследований эффективности и безопасности и на 33,3% для исследований биоэквивалентности. Однако наиболее значительное падение показал сектор локальных исследований российских спонсоров: по сравнению с аналогичным периодом 2010 года в I полугодии 2011 году было разрешено на 78,4% меньше исследований эффективности и безопасности и на 84,4% меньше исследований биоэквивалентности», - пишут эксперты в бюллетене.

Эксперты считают, что обвал исследований, проводимых российскими компаниями, скорее всего, связан с изменениями в системе регистрации. Закон «Об обращении лекарственных средств» встроил локальные исследования эффективности и безопасности в процесс регистрации. То есть, практический механизм проведения этих исследований вне рамок регистрации отсутствует.

«Резко отрицательная динамика исследований биоэквивалентности обусловлена, скорее всего, отсутствием утвержденных требований к этим исследованиям и ужесточением требований к регистрации дженериков в новой системе. Для их регистрации уже бывает недостаточно ссылок на данные доклинических исследований оригинальных препаратов - нужно представить собственные результаты. Получается, что некоторые производители еще не дошли до клинических исследований, застряв на доклиническом этапе», - продолжают эксперты АОКИ.

Члены АОКИ считают, что выход ММКИ на докризисный уровень связан с тем, что новая система, которая в первые 2,5 месяца после 1 сентября фактически не работала (первое разрешение на исследование было выдано только 12 ноября 2010 году), к началу 2011 года наконец-то худо-бедно заработала.

«Однако ММКИ, как и остальные виды исследований, переживали в I полугодии далеко не лучшие времена. Получение разрешения на исследование далеко не всегда означало возможность его начать. Многим компаниям приходилось откладывать реальный старт исследований из-за остановки ввоза зарегистрированных препаратов и отсутствия новых правил страхования. Эти проблемы были решены только к концу I полугодия 2011 г. Столь длительная вынужденная остановка процесса по большому количеству планируемых исследований не могла не сказаться на наборе пациентов», - пишут эксперты в бюллетене.

Клинический кризис

Но проблемы переходного периода для рынка клинических исследований не закончились. Самая острая - аккредитация медицинских организаций на право проведения клинических исследований.

«К началу августа аккредитовано только 190 клиник, тогда как для нормального функционирования рынку требуется порядка 500-600. Что будет с текущими исследованиями в тех медицинских организациях, которые не успеют аккредитоваться до 1 сентября, непонятно. Если Минздравсоцразвития не примет экстренных мер по исправлению ситуации, в сентябре рынок клинических исследований ждет очередной кризис», - уверены эксперты АОКИ.

В новой системе обострилась и проблема сроков выдачи разрешений. «Минздравсоцразвития декларировало, что фиксация сроков по всем процедурам позволит повысить скорость работы разрешительной системы. Действительно, скорость работы Росздравнадзора оставляла желать лучшего. С 2005 по 2010 гг. суммарный срок получения разрешения на исследование и разрешения на ввоз/вывоз колебался от 81,2 до 122,6 дней, что далеко от показателей на развитых рынках. Однако Минздравсоцразвития работает еще медленнее Росздравнадзора. В первом полугодии 2011 г. суммарный срок получения разрешения на проведение исследования и на ввоз/вывоз достиг максимума за всю историю мониторинга работы разрешительной системы - 160 дней. Это на 30,5% больше худшего показателя, зафиксированного при Росздравнадзоре в 2007 г. (122,6 дней)», - пишут эксперты АОКИ.

По данным АОКИ, в I полугодии 2011 года Минздравсоцразвития ни одно разрешение на проведение исследования не выдало вовремя.

Infox.ru обратился за соответствующими комментариями в Минздравсоцразвития. Чиновники пообещали в ближайшее время ознакомиться с мнением АОКИ и сделать собственное заключение об изменении рынка клинических исследований. В пресс-службе Минздрава сообщили, что пока что компетентые представители ведомства пока что заняты.

Infox.ru ждет ответа. Следите за обновлениями.

Полная версия