Top.Mail.Ru
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Грызуны спасаются от яда диетой и водой

Лесные американские грызуны приспособились питаться ядовитыми растениями. Для этого одни животные вырабатывают противоядие, а другие просто контролируют аппетит - едят только по расписанию и запивают водой каждую порцию ядовитой пищи.

Скудный шведский стол

Лесным хомякам (род Neotoma), обитающим на юго-западе США, не приходится выбирать продукты питания. Лесной «шведский стол» слишком скуден, а почти все растения – ядовитые. Они (растения) таким способом отваживают от себя и насекомых, и позвоночных животных. Но, как выяснили ученые из Университета штата Юта, у грызунов против растительных уловок есть свои.

В исследовании, результаты которого появились сегодня в Functional Ecology, биологи изучали пищевые привычки и поведение двух видов американских лесных грызунов - Neotoma albigula (белогорлый лесной хомяк) и Neotoma stephensi (лесной хомяк). Все они питаются ядовитыми растениями, но есть разница. Белогорлый хомяк питается несколькими видами растений – и можжевельниками, и полынью, и юкками. В рационе лесного хомяка на долю можжевельника отводится 90%, животные не стремятся разнообразить питание другими ядовитыми растениями.

Биологи поясняют, что печень лесного хомяка вырабатывает специальные ферменты, которые обезвреживают можжевеловый яд. Белогорлый хомяк не умеет вырабатывать антиможжевеловое противоядие, поэтому животному приходиться контролировать дозу токсина, питаться не только можжевельником, но разными растениями.

Ядовитая диета

«Токсины, содержащиеся в перечисленных растениях, повреждают нервную систему, нарушают процесс усвоения питательных веществ, вызывают обезвоживание и недомогание, – пишет руководитель исследования Дэнис Диринг (Denise Dearing) на сайте университета. - Мы пытались понять, как животные регулируют дозу поступления токсина».

Для эксперимента ученые отобрали одиннадцать всеядных белогорлых хомяков и семь можжевеловоядных лесных хомяков. В ходе пятнадцатидневного исследования их кормили можжевельниками, а точнее – комбикормами, в состав которых входили листья можжевельников. Концентрацию можжевельника постоянно увеличивали.

У шести всеядных белогорлых хомяков началось обезвоживание, они сильно похудели и чуть было не погибли. Ученые исключили их из эксперимента. Остальные животные продолжали питаться кормом, в состав которого к окончанию эксперимента входило 90% сухой можжевеловой хвои.

Наблюдая за животными, ученые выяснили, что хомяки используют разную тактику. Чтобы не отравиться можжевельником, животные, у которых нет специальных ферментов (белогорлые хомяки), обильно запивают свой обед. Более того, они выдерживают длительный временной промежуток между приемами пищи. Получается, что строгая диета спасает грызунам жизнь. А лесные хомяки используют свое противоядие и едят в нормальном режиме.

К окончанию эксперимента вынужденная диета дала о себе знать: белогорлые хомяки сильно похудели, в отличие от лесных хомяков.