Москва
29 января ‘23
Воскресенье

«20 идей Давыдова»: меры ответственности для пешеходов

Как сократить количество ДТП на дорогах.

Когда мы слышим о дорожно-транспортном происшествии с печальным исходом, первое, что приходит на ум – «куда смотрел водитель», «выдают права кому попало». Но ведь далеко не во всех происшествиях на дорогах виноваты водители. Больше того – подавляющая часть фатальных ДТП случается по вине нерадивых пешеходов. Взять хотя бы дорожную статистику за 2017 год: 1467 человек погибли по вине водителей, 2335 пешеходов погибли в результате собственной неосторожности.

В 2020 году в числе причин ДТП, произошедших по вине пешеходов-нарушителей, лидировали следующие: люди переходили дорогу на красный свет; перебегали через дорогу неподалеку от пешеходного перехода или перекрестка со светофором, чтобы не делать крюк в несколько метров; находились на проезжей части не с целью перейти дорогу, а просто так. Одна из глав проекта «20 идей по развитию России» Дмитрия Давыдова посвящена анализу существующих проблем и поиску их решения.

Не для вас ли переход построили

Почему пешеходы так упорно игнорируют простейшие правила поведения на проезжей части, рискуя и своей жизнью, и чужими жизнями? В большинстве случаев – чтобы сэкономить время. Людям, очевидно, кажется, что глупо тратить драгоценные минуты своей жизни на то, чтобы дождаться зеленого сигнала светофора или дойти до легального перехода – гораздо быстрее взять и перебежать дорогу перед вон той машиной, которая вроде еще далеко. А если и недалеко – ничего страшного, на то ей и тормоза, чтобы тормозить.

Как ни печально, здесь работает еще и так называемая ошибка выжившего. Перешел дорогу где попало один раз – ничего не произошло, все целы; вывод – можно так сделать во второй раз. И в третий. И в десятый. В то, что на одиннадцатый раз водитель может не успеть затормозить, никому не верится. А когда жизнь показывает, что и так тоже случается, зачастую бывает уже поздно учится на своих ошибках.

Не пугают пешеходов и штрафы. Да, они в нашей стране существуют: если пешеход нарушил правила дорожного движения, и это не привело к неприятностям – 500 рублей, если в результате возникли помехи в движении транспортных средств – 1000 рублей. Но тут в головах срабатывает неписаное правило «не пойман – не нарушитель». Если где-то неподалеку есть патрульная машина – ладно, так и быть, дойдем до этого несчастного перехода или подождем целых две минуты, пока светофор не загорится зеленым. Если машины нет – почему бы не перебежать по-быстрому через дорогу. А что такого, в конце концов все так делают.

Так что существующие штрафы, к сожалению, торопливых пешеходов не останавливают – и они упорно продолжают торопиться попасть на тот свет.

Китайский опыт

Давыдов в рамках своего проекта «20 идей» активно рассматривает опыт других стран, который можно было бы использовать в российской реальности. В частности, в плане введения мер ответственности для пешеходов, нарушающих ПДД, он предлагает обратить внимание на опыт Китая. Там проблему нарушителей уже практически решили – при помощи повсеместного внедрения камер наблюдения с функцией распознавания лиц.

Так, в городе Шэньчжень работает умная система камер, которая способна самостоятельно штрафовать пешеходов. Стоит человеку нарушить правила дорожного движения, как его тут же фиксирует камера – и вскоре на мобильный телефон нарушителя приходит сообщение о штрафе. А на оживленных перекрестках и вовсе установлены большие мониторы, выполняющие роль столбов позора: на них высвечиваются фотографии нарушителей, их имена, фамилии и государственные идентификационные номера.

В городе Цзинань также показывают фото нерадивых пешеходов на уличных мониторах, но после нарушения могут и не оштрафовать. Точнее, так: нарушившему ПДД впервые предлагают выбор – или заплатить штраф в 20 юаней (где-то 220 рублей), или прослушать получасовой курс по правилам дорожного движения, или в течение 20 минут отработать помощником регулировщика дорожного движения. После внедрения таких мер вкупе с системой распознавания лиц число нарушений правил дорожного движения пешеходами сократилось в десять раз.

Сами штрафы, назначаемые пешеходам, в Китае небольшие – от 5 до 50 юань (55-550 рублей). Но платить их приходится каждый раз. То есть если человек нарушает ПДД регулярно, к концу месяца сумма штрафов может набежать весьма заметная.

Российская реальность

Бизнесмен предлагает ввести подобные меры и в России. А именно установить камеры с функцией распознавания лиц на наиболее оживленных перекрестках, а также в тех местах, где отмечены частые случаи нарушения правил пешеходами. При первом зафиксированном нарушении, при условии, что оно не создало помех в движении транспорта, обязывать пешехода пройти онлайн курс по ПДД, специально для этого разработанный. За отказ пройти курс – уже штрафовать. Как и за все последующие нарушения.

Технологически Россия к такому нововведению вполне готова – по количеству установленных видеокамер мы входим в тройку мировых лидеров, уступая лишь США и тому же Китаю. Водителей, нарушающих ПДД, например, отслеживают именно при помощи камер видеонаблюдения. Давыдов убежден, что если таким же образом отслеживать и пешеходов-нарушителей, количество фатальных ДТП на наших дорогах сократится в разы.

Все, что нужно для реализации проекта – поддержка со стороны властей на законодательном уровне.

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия