Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«20 идей Давыдова»: лица, осуществляющие уход

Достойные условия жизни для ухаживающих за инвалидами.

Представьте ситуацию: квалифицированному специалисту предлагают отказаться от работы. Настоятельно советуют перестать быть, например, практикующим хирургом, или молекулярным биологом, или, скажем, реставратором. Прорабом, пожарным, риэлтером – неважно. А вместо этого в короткие сроки освоить новую профессию – ту, которой его раньше не учили. И получать до конца жизни за свой труд аж 8,6% от минимальной оплаты труда по стране. Отказываешься – лишаешься драгоценных выплат. По меньшей мере странный выбор, правда? Трудно вообразить человека в здравом уме, который бы добровольно на такое пошел.

Тем не менее, многим в нашей стране приходится поступать именно так. Перед подобным выбором поставлены родственники людей с инвалидностью, вынужденные самостоятельно ухаживать за своими близкими. Либо ты работаешь по специальности и не имеешь права на выплаты от государства, либо из врача-педагога-музыканта-нужное-подчеркнуть прекращаешься в ЛОУ – лицо, осуществляющее уход. И в итоге, обеспечивая достойные условия жизни нетрудоспособному инвалиду первой группы, получаешь пособие в 1200 рублей. Или, если ухаживаешь за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства, – 10 000 рублей. Опять же – без права на заработок. Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», предлагает в корне изменить существующее положение вещей.

Ухаживать нельзя работать

Так называемые ЛОУ в данный момент у нас в стране находятся в весьма уязвимом положении: с одной стороны, они выключены из профессиональной деятельности, с другой – зачастую едва сводят концы с концами, пытаясь выжить на существующие выплаты. Едва ли стоит удивляться тому, что эти люди либо вынуждены регулярно просить помощи у благотворительных организаций, либо и вовсе передают родственников на попечение государства. Ни того, ни другого обычно от хорошей жизни не делают, это шаги отчаяния. Это трудно, унизительно и травматично.

Разумеется, есть и те, что зарабатывают достаточно, чтобы с легкостью отказываться от социальных выплат и нанимать квалифицированных сиделок и тьюторов. Но будем честны – это скорее исключение из правил. Человек, вынужденный отдавать сиделке всю свою зарплату, рано или поздно сам превратится в сиделку.

И в итоге – ни заработка, ни самореализации.

Согласно предложению Давыдова, России стоит обратить внимание на положительный опыт развитых стран в поддержке родственников людей с инвалидностью.

Уход плюс работа

Так, в Ирландии работник, который трудился на предприятии не менее 12 месяцев, имеет право на неоплачиваемый отпуск по уходу за тяжелобольным родственником до 104 недель – подряд или вразброс. И при этом получает выплаты их Фонда социального страхования – 225 евро в неделю. Да, родителям детей с тяжелой инвалидностью это поможет лишь временно, зато людям, ухаживающим за родственниками, пострадавшими от последствий аварии или, скажем, инсульта подобный пункт в законодательстве – большое подспорье в жизни.

В Великобритании лицам, осуществляющим уход, выплачивают не такое большое пособие – 67,6 фунтов в неделю. Но за ними сохраняется право на работу. Правда, при условии, что заработок не будет превышать 128 фунтов в неделю – и что еженедельно человек будет посвящать уходу за больным не менее 35 часов.

В Швеции в 2021 году пособие по уходу за ребенком с инвалидностью составляет от 2 479 до 9 917 крон (20 300–81 300 рублей) в месяц; сумма варьируется в зависимости от тяжести состояния ребенка. При этом оба родителя имеют право работать и зарабатывать – вне зависимости от того, сколько они получают.

Право на труд

Дмитрий Давыдов предлагает привязать в России размер пособия для лиц, осуществляющих уход, к минимальному размеру оплаты труда, чтобы сохранять его актуальность и независимость от инфляции и девальвации. А еще – повысить размер этого пособия: 25% от МРОТ (3 473 рубля на 2022) для ухаживающих за инвалидами первой группы, 85% от МРОТ (11 807 рублей на 2022 год) для осуществляющих уход за детьми с инвалидностью и инвалидами с детства.

Предлагается также обеспечивать ЛОУ право работать и зарабатывать – при условии, что работе будет уделяться не более 70 часов в месяц, а официальный доход не будет превышать 85% от МРОТ. Еще один шаг – возможность работать на 25% меньше от стандартного рабочего времени: это могут быть сокращенный рабдень, сокращенная неделя или неоплачиваемые отпуска – по соглашению с работодателем.

Разумеется, без поддержки государства идея так и останется идеей, не воплотившись на практике. Поэтому Давыдов очень надеется на то, что власти поддержат его инициативу на законодательном уровне. И тогда родственники людей с тяжелой инвалидностью перестанут быть выключенными из социально-экономической деятельности – что на самом деле очень важно не только для них самих, но и для государства.

Полная версия