Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«20 идей» Давыдова»: подростки и работа

Зачем молодым людям среднее специальное образование? Странный вопрос, скажете вы: чтобы получить профессию, найти хорошую работу и в результате слезть с шеи родителей, обеспечивать самих себя, а в перспективе и семью.

В идеале – да, все так. На практике же, увы, пока что в нашей стране все выглядит несколько иначе. Выпускнику колледжа, техникума или училища не так просто найти работу: на рынке труда востребованы в первую очередь специалисты со стажем. Молодые люди, только что получившие диплом, неизбежно попадают в замкнутый круг: чтобы получить опыт работы, нужно трудоустроиться; чтобы трудоустроиться, необходим опыт работы. Результат – растущая молодежная безработица. Согласно данным Росстата на 2016 год, которые приводит проект «20 идей по развитию России», количество безработных, получивших среднее специальное образование в 2010–2015 годах, составило 11,7% – то есть 320 200 человек . И это не всё : из работающих выпускников техникумов и училищ 38,3% устроились работать не по специальности. То есть знания и умения, полученные ими в техникумах и колледжах, не пригодились им в реальной жизни абсолютно никак.

Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», убежден, что проблему эту можно и нужно решать – путем создания условий, позволяющих подросткам и молодежи совмещать учебу с работой.

Низкий старт

Во многих развитых странах хорошо понимают, что образование должно приносить студентам практическую пользу – а значит, имеет смысл совмещать его с трудовой практикой. В таких государствах, как Германия, Австрия, Швейцария, Норвегия, Дания, от 30% до 70% старшеклассников активно подрабатывают. Причем речь идет не о заведомо низкоквалифицированной работе вроде раздачи листовок прохожим: работающие подростки в этих странах вовлечены в систему так называемого дуального профобразования – когда школьная учеба совмещается с обучением профессии.

Так, в Швейцарии в 2002 году был принят закон, согласно которому региональные власти обязаны обеспечивать компаниям, готовым принимать на работу подростков, достойные условия. Таким образом, работодателям выгодно создавать специальные рабочие места для несовершеннолетних. Многие юные швейцарцы начинают работать еще школьниками, причем без отрыва от учебы – благо в стране разрешены легкие, необременительные виды подработок уже для тринадцатилетних, а в 15 лет можно подписать полноценный трудовой контракт. И уже через несколько лет молодые люди становятся востребованными специалистами, имеющими тот самый пресловутый опыт работы.

Дорогу молодым

Интересен также и британский опыт: в стране туманов и дождей каждый работодатель, принимающий на стажировку подростка от 16 до 18 лет, получает от государства 1000 фунтов, а также освобождается от выплат в фонд соцстрахования за молодого сотрудника (до 24 лет), который работает в компании по программе ученичества. Помимо этого, власти выплачивают компании компенсацию расходов на обучение и аттестацию начинающих специалистов; размеры выплат зависят от величины компании и составляют от 95% до 110% от расходов. Частичная занятость в Великобритании разрешена с 13 лет; если годовой доход работающего подростка не превышает 12 570 фунтов, то налоги ему платить не нужно.

Что же до Новой Зеландии, то там и вовсе нет нижней возрастной планки для желающих работать и зарабатывать. Хотя возрастные ограничения относительно определенных видов работ все же имеются. Работодателям этой страны опять же выгодно принимать на работу молодых людей (от 15 до 24 лет), предоставляя им возможность приобретать нужные навыки: во время всего срока стажировки – который устанавливается в зависимости от сложности конкретной работы, но не превышает 52 недели – государство выплачивает компании еженедельное пособие.

Неудивительно, что во всех этих странах проблема молодежной безработицы стоит далеко не так остро, как в России.

Что делается и что делать

Однако определенные подвижки в этой сфере имеются и у нас. Так, с 2014 года в России начал работу пилотный проект по внедрению дуальной системы образования. Задействовано в проекте пока что не так много студентов, около двух процентов от их общего количества, но надо же с чего-то начинать.

Дмитрий Давыдов убежден, что для достижения лучших результатов необходимо принять определенные меры. А именно: снизить возрастную планку для подростков, стремящихся работать: с согласия родителей или опекунов – с 14 лет до 13, самостоятельно – с 16 лет до 15. Обеспечить субсидии компаниям, готовым принимать на работу подростков 13–18 лет и обучать их; выплачивать эти субсидии в течение 6–12 месяцев при условии, что в дальнейшем за подростком будет сохранено рабочее место. Освободить работающих молодых людей, не достигших совершеннолетия, от налогов – при условии, что месячный заработок их не превышает двойного размера МРОТ. А также отменить занижение норм по рабочим часам в день и в неделю.

В итоге у подростков появится мотивация приобретать профессиональный опыт и закладывать фундамент для будущей карьеры; соответственно, уменьшатся случаи деструктивного поведения. А работодатели получат расширенные возможности поиска молодых перспективных кадров.

Дмитрий Давыдов убежден, что вложения в сферу занятости подростков многократно окупятся в будущем – и надеется на государственную поддержку своей инициативы со стороны властей.

Полная версия